5

августа

2021 года

четверг

Информационно-аналитическая газета Ханкайского муниципального района "Приморские зори"

Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а

Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)

E-mail: primzori@mail.ru

20 последних отзывов

Строка поискового запроса
должна содержать
не менее 4 символов

Камень-Рыболов

ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ.




К 95-летию Ханкайского района

Опубликовано в № 44 за 17 июня 2021 года

Дед Ханкай – хранитель Приханковья

Путешествуя по России и миру, любопытный турист всегда интересуется местной историей, легендами и особенностями территории, куда он приехал за новыми впечатлениями. Ханкайцы, как правило, охотно показывают приезжим достопримечательности района, а также с большим удовольствием и гордостью делятся рецептами местной кухни, правдивыми историями из прошлого и легендами. Иногда история и вымысел переплетаются, и в местных сообществах рождаются уникальные проекты с большим культурным потенциалом.

Один из таких проектов был официально представлен широкой публике во время очередной краеведческой конференции «География Приханковья – моей малой Родины», которая проходила в библиотечно-музейном центре Ханкайского района. Участники конференции первыми познакомились с новым культурным символом Приханковья – Дедом Ханкаем, который является хранителем древнего озера Ханка, местных лесов, полей и водно-болотных угодий. Своим появлением Дед Ханкай обязан местным жителям, увлечённым краеведением. Объединившись, директор центра Наталья Тасун, педагог и журналист Лариса Оноприенко и художник Николай Фонов сумели создать яркого мифического персонажа, который призван стать одним из культурных символов Приханковья.
Дед Ханкай
…Был ли ты в краю лазурном,
Где широкие поля,
Сопки где в листве ажурной,
Где ханкайская земля?

Можно верить иль не верить,
Можно выдумкой считать,
Но позвольте мне, ребята,
Вам легенду рассказать.

Здесь, у озера и в сопках,
Жил когда-то дивный люд,
Артефакты на раскопках
Нам об этом знать дают.

Жили люди, в храм ходили,
Песни пели, хлеб пекли.
Мать-природу свято чтили
И народ свой берегли.

Но потом беда случилась:
Лютый враг пришёл сюда,
И земля опустошилась
Здесь на долгие года.

Говорят, народом правил
Мудрый воин тех племён.
Приханковья не оставил
Он до нынешних времён.

Хоть состарился с годами,
Голова его седа,
Но ни мудрости, ни силы
Не терял он никогда.

Со времён Средневековья
Старый воин пост несёт.
Каждый житель Приханковья
Дед Ханкай его зовёт.

Он ветров распорядитель,
Он и егерь, и лесник,
Местных жителей хранитель,
А туристам – проводник.

Как-то раз проказник ветер
Деду в шутку стал грозить,
Будто все озёра в свете
Он намерен иссушить.

Долго дед смотрел на воду,
Слушал ветер в камышах,
А потом почти полгода
Он бродил в чужих краях.

Что Ханкай так долго делал?
Где был несколько недель?
Оказалось, птичьи перья
Собирал со всех земель.

Ханку поясом измерив,
Дед Ханкай без лишних слов
Из волшебных птичьих перьев
Сшил для озера покров.

Ветер с той поры напрасно
Рвёт и мечет над водой.
Наше озеро прекрасно
Жарким летом и зимой.

Видел, как из вод хрустальных
Занимается рассвет?
Слышал, как камыш печальный
Шепчет лотосам в ответ?

Кто однажды был на Ханке,
Возвращаться будет вновь.
Это Дед Ханкай внушает
В сердце к озеру любовь.

Иногда в тиши озёрной
В предрассветный тихий час
Слышу я, как дед проворно
Собирает звёзды в таз.

Их от пыли протирает
И укладывает спать,
Чтобы следующей ночью
Снова нам могли сиять.

А не веришь – собирайся,
Приезжай в наш чудный край! Отдыхай, гуляй, купайся –
Рад всегда тебе Ханкай.

Только помни: дед не любит
Тех, кто жизнь не бережёт,
Кто зверей жестоко губит,
Кто сверх нужного берёт,

Кто закон не уважает
Ни природный, ни людской,
Красоту уничтожает
Ради выгоды мирской.

Кто с добром на Ханку едет,
Тем поможет, защитит.
А плохим, недобрым людям
Он обиды не простит.
Лариса Оноприенко

– Образ Деда Ханкая появился в моём воображении ещё десять лет назад, – рассказывает предысторию рождения мифического персонажа Наталья Тасун. – У многих народов и территорий нашей огромной страны есть свои сказочные или мифические покровители, духи. Мне хотелось, чтобы и у нас, на берегах Ханки, был свой озёрный и лесной дух. И, раз озеро называется Ханка, то и имя для персонажа подобралось – Ханкай. Оно уходит своими корнями в глубокую древность, когда наше озеро носило название Ханкай-Омо, что означает «Озеро птичьих перьев». Тогда, десять лет назад, образ Деда Ханкая носил славянские черты, и мы даже его однажды использовали во время театрализованной игровой программы на берегу озера для детей из местного общества инвалидов. Тогда Дед Ханкай помогал Дед Ханкай – хранитель Приханковья К 95-ЛЕТИЮ ХАНКАЙСКОГО РАЙОНА проводить конкурсы и викторины для ребят, раздавал им призы за правильные ответы. В таком славянском виде Дед Ханкай просуществовал до прошлого года, пока на одной из старых фотографий его не увидела Лариса Оноприенко – человек, очень увлечённый краеведением. Она заметила, что местный покровитель не может носить славянские черты, так как с древнейших времён эти места были населены людьми, которые имели совершенно другой облик, носили другую одежду и обувь. Я задумалась над её словами и погрузилась в изучение книг по древней истории Приморья. Параллельно Лариса работала над новыми чертами лица Деда Ханкая. Определиться с его наружностью ей помогла книга о раскопках Майского городища на территории нашего района. В книге была иллюстрация найденной во время раскопок головы глиняной статуэтки, датированной археологами XII-XIII веками, это эпоха чжурчжэньского государства Цзинь. Артефакт хорошо сохранился, черты лица видны отчётливо, и Лариса сделала эскиз нового, более исторически адекватного образа Деда Ханкая. Собрав все материалы, я обратилась к нашему художнику Николаю Фонову, он и выполнил несколько эскизов обновлённого облика Деда Ханкая в полный рост.

Авторы проекта отмечают, что визуальный образ нового Деда Ханкая отнюдь не окончательный.

– Над ним ещё работать и работать! – говорит Лариса Оноприенко. – Нужно детально изучать историю костюма чжурчжэней, особенности их материальной и духовной культуры и на этой основе дорабатывать образ Ханкая. Кстати, весьма дельные предложения по корректировке внешнего вида нашего деда внёс местный краевед и художник Юрий Новичихин. Он справедливо указал на то, что цвета костюма Деда Ханкая чересчур яркие, и что при создании одежды средневекового хранителя водно-болотных угодий более уместно использовать природные оттенки коричневого и зелёного. Я полностью согласна с этим замечанием, мы это обязательно учтём при доработке персонажа.

Если с визуальным образом Деда Ханкая авторам проекта ещё придётся поработать, то его литературный образ можно считать завершённым. Воплотителем его стала Лариса Оноприенко, которая уже не первый год представляет свои поэтические произведения на суд местных читателей. В поэме «Дед Ханкай» она изобразила мифического персонажа как хранителя местных жителей, который со времён Средневековья следит за экологическим порядком в Приханковье.
- Рождение художественного образа Ханкая было постепенным, – признаётся автор произведения. – Изначально я вдохновилась концепцией, которую придумала Наталья Владимировна Тасун, создательница этого уникального персонажа. Я до сих пор восхищаюсь тем, как ей удалось сконструировать такой удачный мифический и вместе с тем удивительно естественный, живой образ приханкайской территории. Эта живость и подсказала мне идею о том, что прообразом должен стать местный исторический персонаж, какое-то аутентичное изображение. Ито, что в далёком 1978 году археологи нашли на территории нашего района голову глиняной статуэтки, и то, что я наткнулась на это изображение, роясь в книгах по археологии – это же настоящее чудо, просто невероятная удача для творческого человека. Образ Деда Ханкая – это и древние легенды, и научные исторические сведения, и все те бесчисленные поездки по району, которые я совершала со своим отцом в детстве и юности, и вся моя любовь к ханкайской земле. Через свои стихи про Деда Ханкая мне очень хочется передать эту любовь каждому человеку, который здесь живёт или отдыхает. А подрастающему поколению ханкайцев нужно знать, что нам есть чем гордиться и что беречь.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Накануне празднования Дня рождения Ханкайского района библиотечно-музейный центр объявляет о старте районной культурно-просветительской акции «Путешествие с Дедом Ханкаем». Цель акции – привлечение внимания к богатому природному, историческому и культурному наследию Ханкайского района; сбор информации о знаковых местах, памятниках природы и культуры района, кулинарных рецептов, традиций, местных мифов, легенд, сказок и других художественных произведений; вовлечение местных жителей всех возрастов в изучение, сохранение и приумножение культурно-исторического наследия Ханкайского района. Для участия в акции нужно использовать изображение либо образ Деда Ханкая. Для этого необходимо поместить на фоне местных достопримечательностей, популярных у местных жителей мест, распечатанный и вырезанный либо нарисованный самостоятельно образ Деда Ханкая и сопроводить фотографию рассказом об этом месте. Также для участия в акции принимаются авторские рисунки, изделия декоративно-прикладного творчества (в любой технике), литературные произведения (стихи, рассказы, сказки) и видеоролики с использованием образа Деда Ханкая. Акция продлится до 15 сентября 2021 года. В октябре текущего года по итогам проекта библиотечно-музейный центр планирует выпустить книгу, под обложкой которой будут собраны лучшие материалы, собранные в рамках акции.
Кроме того, для педагогов дошкольного, школьного и дополнительного образования библиотечно-музейный центр организует конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием образа Деда Ханкая. Организаторы конкурса не ограничивают авторов в выборе формата, объёме и количестве разработок, предоставляемых на конкурс. Все участники конкурса получат дипломы и сертификаты, а лучшие разработки будут изданы в научном альманахе ДВФУ.
Работы для участия в акции и конкурсе присылать по адресу: 692684, с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, дом 10, МБУ Библиотечно-музейный центр, или по электронной почте: tasun@bk.ru, до 15 сентября 2021 года. Телефон для справок 8 (42349) 97-3-71.

Комментариев - 0
Просмотров - 43

Включена модерация

Добавление комментария:

 Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта

 Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей

Введите цифры с картинки:

antibot

Яндекс.Метрика       Top.Mail.Ru