3

мая

2024 года

пятница

Информационно-аналитическая газета Ханкайского муниципального района "Приморские зори"

Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а

Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)

E-mail: primzori@mail.ru

20 последних отзывов

Строка поискового запроса
должна содержать
не менее 4 символов

Камень-Рыболов

ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ.




Профессиональный праздник

Опубликовано в № 23 за 28 февраля 2013 года

Там живут дела былые...

Время утекает незаметно, как вода сквозь песок, и редко кто задумывается, что судьба каждого из нас – это песчинка в истории села, района, края. Сохранить эту историю помогают архивы. 1 марта исполняется 90 лет образования архивной службы Приморского края. Накануне профессионального праздника начальник архивного отдела Администрации Ханкайского муниципального района Любовь ГРИБОВА рассказала о том, как возглавляемым ею отделом ведется работа по сохранению культурного наследия, истории организаций, учреждений и жителей района.


Начальник архивного отдела Л. Грибова и специалист Е. Антюшина– Любовь Николаевна, расскажите, с чего начиналась история архивной службы в Приморском крае и в нашем районе?

– Архивным делом первыми начали заниматься энтузиасты, собирая и храня исторические материалы. 1 марта 1923 года было создано Приморское губернское архивное бюро при Приморском губернском исполнительном комитете Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Точную дату образования архивного отдела нашего района установить не удалось, но, изучая различные источники, документы, выяснилось, что до 1940-го года архивный отдел подчинялся районному отделу внутренних дел исполнительного комитета Ханкайского районного совета. С 40-х годов это уже архивный отдел исполнительного комитета. За эти годы уже немало сделано по сохранению и использованию документального богатства района. А определить значимость и ценность архивных документов, оценить работу архивистов смогут только наши потомки.


– А безответственное отношение к обеспечению сохранности документов встречается?

– В организациях – источниках комплектования архивного отдела работа по формированию и комплектованию фондов архивного отдела налажена благодаря сотрудничеству отдела и ответственных за делопроизводство в организациях. Однако, в связи с ликвидацией предприятий и организаций и поступлением документов по личному составу при дальнейшем их использовании для подготовки социально-правовых запросов мы столкнулись и с отсутствием приказов о приёме либо увольнении, и с отсутствием записей в личных карточках формы Т-2. Часто допускаются ошибки и в дате рождения, и в искажении фамилии работника, и в расчётно-платёжных ведомостях. Всё это увеличивает срок исполнения заявок и дополнительное предоставление информации. В истории нашего района были случаи, когда документы предприятия были полностью ликвидированы. Ярким примером служат документы Ханкайской дирекции киносети, которые были сожжены на месте.


– Как используются современные технологии в работе архивной отрасли нашего района?

– Достаточно интенсивно. Наш архив оснащён современной компьютерной и множительной техникой. Архивное дело тоже не стоит на месте, на новый качественный уровень, например, вышел учёт архивных документов. Сравнительно новое направление работы с применением компьютерных технологий – оцифровывание архивных документов, создание электронного фонда пользования, что, несомненно, является перспективным в сфере обеспечения сохранности документов. Есть документы, написанные ещё на папиросной и китайской (тонкой) бумаге. Метод оцифровывания даст возможность получить их электронные изображения с корректировкой качества, что в определенной части может решить проблему усиления слабоконтрастных, угасающих текстов, обеспечить многократную выдачу информации и многократное её копирование без обращения к подлинникам. Но это в будущем, а пока архивный отдел располагает двумя современными компьютерами, сканером, имеется ксерокс, локально-вычислительная сеть на два рабочих места. Приобретение второго компьютера в 2005 году. позволило значительно ускорить все виды печатных работ, исполнение запросов, внесение сведений в базу данных «Архивный фонд».


– Последнее время люди бросились из кусков создавать свои генеалогические древа, искать свои корни, узнавать об истории семьи. Какую информацию вы можете дать?

– Действительно, очень многие начинают искать свои «корни». Историческая информация, хранимая на стеллажах нашего архива, постоянно востребована, использование документов осуществляется в большом объёме. Кроме того, к архивным документам обращаются представители органов власти и местного самоуправления, руководители учреждений и предприятий, предприниматели, учёные и студенты, краеведы, школьники и люди, просто интересующиеся историей своего края, своей семьи. Большую и кропотливую работу в исследовании документов по истории нашего района проводят Н.В. Аникеева, И.В. Гапонов и Н.П. Нахаев.


– Каким годом датированы самые старые документы, хранящиеся в архиве?

– Самым старым документом является Метрическая книга (рождение, брак, смерть) Ханкайской церкви Приморской области Южно-Уссурийского края. Кроме того, когда в связи с реорганизацией военкомат переезжал в Хорольский район, к нам попал очень ценный материал – «Учётные карточки к военным билетам граждан с 1911 года рождения». В карточке указано практически всё о человеке: где воевал, чем награждён, когда и в связи с чем снят с учёта. Конечно, с этим материалом нужно ещё много работать, его необходимо описать, чтобы сохранить для потомков.


– Расскажите о том, как сегодня «работают» документы, хранящиеся в архиве? С какими запросами люди обращаются чаще всего?

– Основной поток граждан, приходящих в архив, связан с социально-правовыми запросами для подтверждения своего пенсионного права. Практически в каждом случае обращения граждан в отделение Пенсионного фонда от них требуют архивной справкой подтвердить факт их работы, кроме того, льготный стаж. Иногда требуется предоставить архивные справки о заработной плате за определенный период времени. Это всё учитывается при начислении пенсии. Только за последние 5 лет в архивный отдел обратились 7537 человек. По документам архивного отдела было исполнено 6428 социально-правовых и 1109 тематических запросов. Принято 2579 дел постоянного хранения и документы по личному составу от ликвидированных организаций. Из хранилищ для исполнения социально-правовых запросов и для исследовательской работы выдано более 14 тысяч дел.


– Сколько всего фондов, документов хранится в районном архиве?

– В настоящее время сформировано 114 фондов – это 24886 единиц хранения. В них – вся трудовая история района с момента его образования и до наших дней, в том числе в области здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, сельского хозяйства, торговли, других отраслей народного хозяйства. Изучая архивные фонды, мы можем также проследить развитие и строительство сел района, предприятий, организаций и совхозов. В архиве хранятся фонды старейших предприятий района: колхозов и совхозов, МТС, птицефабрики, исполкомов сельских советов, лесхоза, потребительского общества.


– Кто ворошил страницы истории раньше и кто перелистывает их сегодня?

– При исследовании документов по личному составу удалось выявить первых архивистов, вложивших вклад в развитие архивного дела нашего района: В.Е. Кирик, Е.С. Громенко, Л.П. Шумейко, Л.И. Слюсаренко, Е.М. Макарова, В.Д. Новикова, В.П. Бакута, Л.П. Ганжа, А.И. Сульдина, В.И. Зуева, Н.А. Бородина, В.Н. Арнаут.

И сегодня нельзя не вспомнить, тех, кто внёс огромный вклад в развитие архивного дела: с 1969 по 1990 год заведующей архивным отделом исполнительного комитета Ханкайского районного Совета народных депутатов была Анна Сергеевна Никифорова, которая особое внимание уделяла описанию документов. С 1990 по 1997 год в должности заведующей архивным отделом была утверждена Галина Федоровна Халаимова. Она добилась выделения дополнительных площадей – архивный отдел переехал в новое помещение, где в настоящее время он и расположен. Основной задачей того времени являлось обеспечение сохранности документов ликвидированных предприятий и организаций. Более 10 лет специалистом архивного отдела работала Людмила Ивановна Лапузина.

Придёт время – и наша пора, богатая событиями большого значения, сулящая стать преддверием новой жизни, сама отодвинется в прошлое. Её будут жадно и пристально изучать, в ней будут искать ответы на самые разнообразные вопросы. Живых свидетелей наших дней не останется. Где же будут искать сведения о нашем времени? Прежде всего и больше всего во всём, что сохранится от нас, что нас переживёт.

Беседовала Ольга ИЩЕНКО

Комментариев - 0
Просмотров - 5087

Включена модерация

Добавление комментария:

 Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта

 Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей

Введите цифры с картинки:

antibot

Яндекс.Метрика       Top.Mail.Ru