28

апреля

2024 года

воскресенье

Информационно-аналитическая газета Ханкайского муниципального района "Приморские зори"

Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а

Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)

E-mail: primzori@mail.ru

20 последних отзывов

Строка поискового запроса
должна содержать
не менее 4 символов

Камень-Рыболов

ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ.




Финансовая грамотность

Опубликовано в № 42 за 27 июля 2023 года

Устройте «квест» в магазине

Каникулы в самом разгаре, но не все мальчишки и девчонки уехали в летние лагеря. Многие остались дома и зачастую проводят время за компьютерами и гаджетами, где их могут поджидать финансовые мошенники. Да и вокруг столько соблазнов – хочется потратить деньги на покупки и развлечения, но не каждый родительский кошелёк это выдержит. О чём надо предупредить ребят нам, взрослым, и почему вообще важно говорить с детьми о деньгах, рассказала начальник отдела финансовой грамотности Дальневосточного главного управления Банка России Александра АГВЕРДИЕВА.

– Александра Алексеевна, в каком возрасте вообще можно начинать говорить с детьми о деньгах?

– На самом деле чем раньше вы начнёте разговор о деньгах со своим ребёнком, тем быстрее воспитаете в нём разумное отношение к финансам и своему бюджету. Это позволит ему раньше научиться планировать траты и копить, самостоятельно принимать финансовые решения, ценить своё время и ресурсы. Пускай его первой финансовой целью станет игрушка – зато он купит её сам и поймёт, как двигаться к своей цели.

И, конечно, дети больше, чем взрослые, уязвимы перед мошенниками. Без подготовки ребёнок не распознает обман, ведь он пока не понимает рисков и доверяет всем подряд. Лучше заранее обсудить с ребёнком, с какими способами мошенничества он может столкнуться и как действовать в таких ситуациях.

– А как правильно начать воспитывать у ребёнка грамотное отношение к финансам?

– Прежде всего надо начать с себя. Дети учатся, глядя на взрослых. Невозможно учить ребёнка финансовой грамотности, подавая при этом обратный пример — необдуманно тратить деньги, потом начинать экономить на всём. Для начала стоит разобраться со своими финансовыми привычками. Если вы грамотно планируете бюджет, ваш ребёнок, скорее всего, быстрее научится делать так же.

– Ну а если всё-таки говорить с ребёнком о деньгах, то как сделать это понятно и нескучно?

– Вы правы, рассказывать о финансах надо интересно. Знакомить детей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты. С малышами можно начать с простого: например, поиграть, как будто вы вместе нашли клад, и надо понять, настоящие это деньги или игрушечные. Можно использовать реальные купюры и «деньги» из «Монополии», например. Проведите расследование: как отличить подлинную купюру. Расскажите ребёнку о признаках подлинности купюр, покажите водяные знаки, как переливаются буквы и цифры и где спрятаны другие защитные признаки. Можно собрать друзей и провести конкурс: кто найдёт больше животных и растений на купюре с помощью лупы.

Объясните, что деньги не берутся из банкомата, как считают многие малыши, а их нужно заработать. Расскажите, какие бывают профессии и почему они оплачиваются по-разному. Ребёнок должен понять, что деньги не появляются сами собой по первому требованию. Можно устроить игру, например, в профессии. Дети могут выбрать себе роль: парикмахера, врача, продавца. Выдайте каждому набор игрушечных денег, чтобы они могли обращаться друг к другу за товарами и услугами и расплачиваться за них.

Объясните, что в обмен на деньги мы получаем продукты и жизненно необходимые услуги. Например, если не купишь молока, утром не с чем будет есть мюсли, а если не оплатишь электричество, в доме будет темно и холодно. Сыграйте в магазин: проставьте цену на разных товарах. Кто-то будет продавцом, кто-то – покупателем. Главное – донести до ребёнка, что вещи не достаются просто так, нужно за них сначала заплатить.

– Ну, это совсем для малышей, со школьниками в магазин не поиграешь…

– На просветительском ресурсе Банка России «Финкульт.инфо» есть целый раздел, посвящённый играм для детей на тему финансов. Можно скачать себе на компьютер или мобильный телефон игры «Экономикум» и «Три кота» или прямо на сайте поиграть в «Космический детектив» и «Тайну потерянной копилки» – все эти игры учат ребят правильному отношению к деньгам.

Можно поиграть с младшими школьниками и самим: например, предложите ребёнку собраться «на праздник», «в поход» или просто на пикник. Определите, сколько денег вы были бы готовы на это потратить. Составьте список вещей, которые вам могли бы потребоваться, укажите их цену. Например, несколько платьев, туфель и аксессуаров разной стоимости. Ребёнку надо будет собрать полный комплект необходимого и при этом уложиться в установленный бюджет. Обсудите с ребёнком, что он возьмёт с собой. Какие вещи ему необходимы, а какие второстепенны? Поразмышляйте вместе с ним, как отличить желаемое от нужного и не потратить лишнего. Стоит ли тратить все деньги на платье и идти на праздник босиком? Или отправляться на неделю в лес только с конфетами и лимонадом? В ходе игры можно выбрать продукты и для настоящего семейного пикника. Тогда у ребёнка появится понимание, что его решение – это не игра.

А можно устроить «квест» в магазине. Дети любят, когда им что-то покупают. Но они должны понимать, что ресурсы ограничены. Когда идёте с ребёнком в магазин, предложите ему стать вашим «счётчиком» и сообщить, когда сумма набранных продуктов достигнет 1000 рублей. Сравнивайте, что сколько стоит: 200 рублей — это одна курица, 2 кг яблок или полкило конфет.

– А как научить детей копить? У большинства из них ведь есть карманные деньги, а кто-то и зарабатывать начинает в раннем возрасте.

– Каждый ребёнок мечтает о каких-то покупках, и желаний обычно больше, чем денег. Помогите ребёнку трансформировать его «хотелки» в конкретную финансовую цель. Он должен научиться делать выбор – отказываться от лишнего в пользу чего-то более важного и ценного. Например, не тратиться на шоколадки каждый день, зато в конце месяца купить себе новую игрушку. Кстати, некоторые родители совершают ошибку: делают ребёнку подарок ещё до того, как он успел его захотеть. В итоге ему незачем мечтать, и у него не может быть никаких финансовых целей – ему уже и так всё купили. Научить детей откладывать на мечту поможет копилка. Это может быть и обычная прозрачная банка (удобно следить, как растёт горка монет и купюр), и красивая копилка с машинками или принцессами, и традиционная свинка-копилка. Подросткам подойдут специальные мобильные приложения. Когда ребёнок накопил, например, на игрушку, дайте ему возможность самому её оплатить. Он будет гордиться тем, что самостоятельно достиг цели, и запомнит это чувство на всю жизнь.

– Как часто надо выдавать ребёнку карманные деньги – небольшими суммами каждый день или лучше крупную сумму на длительный период?

– Лучше давать ребёнку деньги сразу на какой-то период, например, на неделю. Ежедневное спонсирование приведёт к тому, что траты будут скорее сиюминутными. Какое-то количество рублей на неделю — шаг к долгосрочному планированию. Постепенно расширяйте зону ответственности ребёнка — от покупки еды по списку до самостоятельного планирования и закупки школьных принадлежностей, от выбора подарка другу на день рождения на нужную сумму до управления своим карманным бюджетом на все каникулы. Не платите ребёнку за каждую отличную оценку или за выполнение домашних обязанностей. Иначе сформируете у него неверную мотивацию. Давать деньги можно за дополнительную помощь – например, починку компьютера. А поощрять за успехи в учёбе лучше по итогам года. У ребёнка будет время исправить оценки, а деньги не станут главным стимулом.

– Как при этом не перегнуть палку и случайно не вырастить в семье скрягу?

– Всегда напоминайте ребёнку, что деньги сами по себе не имеют цены. Они означают ровно то, что на них можно приобрести. Объясните, что использовать финансы можно не только для себя, но и для кого-то ещё, кто нуждается в помощи.

Например, можно перечислить какую-то сумму на благотворительность. Ребёнку приятно будет осознавать, что он кому-то помог. Воспитывайте в нём позитивное отношение к идее делиться с кем-то. Напоминайте, что добрые дела надо делать бескорыстно. Есть очень простой способ узнать, как ваш ребёнок расставляет приоритеты в тратах. Дайте ему 10 одинаковых монет и поставьте перед ним три баночки: «потратить сейчас», «отложить на покупку» и «на добрые дела». Попросите ребёнка распределить монетки между баночками. Даже если он попытается разделить их поровну, останется одна «лишняя» монетка, которая прояснит ситуацию. Попросите ребёнка объяснить свой выбор, терпеливо выслушайте, не комментируйте сразу. А затем спокойно обдумайте, хотите ли вы исправить его модель поведения и как именно.

– Ну а если мы видим, что ребёнок распоряжается деньгами неразумно, как правильно реагировать?

– Надо уважать его право на ошибки. Ваш ребёнок – это другой человек, и его взгляд на вещи может отличаться от вашего. Будьте всегда готовы к открытому диалогу, особенно в вопросах финансов. Не бросайтесь сразу же критиковать его поступки. Сначала узнайте его мнение, а потом поделитесь своим.

Разрешите детям учиться на своих ошибках. Например, если ваш ребёнок потратил на ерунду деньги, которые хотел отложить на какую-то важную покупку, не ругайте его. Посчитайте вместе с ним, насколько дольше ему придётся копить. Наведите его на правильные выводы. Пусть он наиграется с бесполезными тратами в детстве, зато в будущем это поможет ему избежать более крупных финансовых проблем.

– Спасибо за беседу!

Комментариев - 0
Просмотров - 45

Включена модерация

Добавление комментария:

 Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта

 Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей

Введите цифры с картинки:

antibot

Яндекс.Метрика       Top.Mail.Ru