19
апреля
2024 года
пятница
Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а
Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)
E-mail: primzori@mail.ru
ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ. |
Опубликовано в № 73 за 22 сентября 2022 года Трагедия на Ханке 49 лет назад в ночь с 25 на 26 сентября на Ханке произошло трагическое происшествие с одним из артиллерийских катеров Тихоокеанского флота, следовавшего из Хабаровска в Камень-Рыболов. Как выяснилось, об этой катастрофе в Ханкайском районе многие ни разу и не слышали. Журналист издания konkurent.ru Евгений Шолох очень подробно рассказал о произошедших тогда событиях… Тихая Ханка с коварным нравом К сожалению, именно так произошло и поздним вечером 25 сентября 1973 года с моряками артиллерийских катеров проекта типа «Ярославец» из отряда речных кораблей Тихоокеанского флота, базировавшегося в те годы на Ханке (в связи с тревожной ситуацией на советско-китайской границе пограничники были усилены воинами-тихоокеанцами). Навстречу гибели К вечеру катера сделали остановку на погранзаставе в устье Сунгача. Пограничники предложили морякам заночевать. И дело тут было не только в традиционном гостеприимстве воинов в зелёных фуражках: погода стала портиться, явно ожидался шторм – как бы беды не случилось. Однако капитан 3-го ранга Бочаров, как впоследствии свидетельствовали пограничники в ходе расследования государственной комиссией причин трагедии, поблагодарив, ответил: мол, спешим, мы – моряки, прорвёмся как-нибудь, где наша не пропадала!.. После чего приказал, не мешкая, отчаливать от берега в искренней уверенности и надежде, что всё обойдётся. Бочаров, по словам знавших его людей, был опытным катерником-речником, служил в своё время в Дунайской флотилии, но в этот раз допустил роковую ошибку. Кроме того, на верхней палубе катера мичмана Хорова, где находился Бочаров, в нарушение правил и инструкций были нагромождены строительные материалы, что также сыграло зловещую роль. Да и со связью творилось что-то неладное. По этой причине радист Хорова во время остановки на погранзаставе в устье Сунгача пошёл к коллеге на соседний катер, чтобы совместно разобраться в причине неполадок при работе радиостанций на УКВ, да так там и остался в суете отхода. Пограничники предупреждали моряков не зря: погода действительно вскоре стала стремительно портиться. Ветер усилился. По озеру пошла крупная зыбь. Затем стала подниматься волна. Скорость катеров стала падать, их бросало из стороны в сторону. Небольшие судёнышки превращались в игрушку в руках набиравшей силу стихии. А, как известно, штормовать на мелководье рек и озёр гораздо сложнее и опаснее, чем на море. Экипажи катеров стали укачиваться... Над Ханкой спустились сумерки. Ветер достиг ураганной силы – 34 метра в секунду. Волны в 2,5 метра обрушились на катера, разметав их в разные стороны по центру озера. Каждый из них оказался один на один с разбушевавшейся стихией. Без радиосвязи и надежды на помощь. Катастрофа Шедший на головном катере лейтенант Николай Сахневич, вероятно, осознал, что прорваться в штормовых условиях в Камень-Рыболов не удастся, но возвращаться назад было уже поздно. А посему решив, что лучший способ в этом случае борьбы со стихией – не сопротивляться ей, приказал застопорить ход и бросить якорь. И это спасло его катер. Судёнышко развернуло против ветра, и, хотя оно и подвергалось жестокой трёпке, опрокидывания удалось избежать. А вот катер мичмана Валерия Хорова постигла трагическая участь: мощные волны, замешанные на ураганном ветре, ударили его о дно озера и опрокинули. Случилось это около полуночи. Буквально накануне, поняв, что погибают, с катера дали в небо ракету, возможно, в последней отчаянной надежде на помощь. Но лейтенант Николай Сахневич не рискнул подойти к терпящим бедствие товарищам, опасаясь, что его катер и экипаж может постигнуть та же участь... По имеющимся свидетельствам, впоследствии, увольняясь в запас, матросы с катера лейтенанта Сахневича признались, что в ту ночь видели на месте гибели катера мичмана Хорова четыре огонька. Вероятно, это были матросы со второго катера в спасательных жилетах, но командир, дескать, загнал их в кубрик и, пугая трибуналом, приказал молчать, когда о ЧП будет спрашивать начальство... Вполне возможно, что лейтенант поостерёгся в условиях дикого шторма спасать экипаж погибающего катера. Но вот вопрос, на который никто не смог дать однозначный ответ: попытайся прийти товарищам на подмогу, не угробил ли бы он и второй катер со всем личным составом, удвоив количество жертв? Ну а душевных переживаний и страданий, надо полагать, ему хватило на всю оставшуюся жизнь. За ночь шторм немного поутих. На рассвете экипаж дрейфовавшего катера Сахневича, всматриваясь во всё ещё беспокойные волны Ханки, не смог обнаружить на поверхности катер Хорова... Поиск пропавшего катера Командование отряда речных кораблей в Камень-Рыболове, встревоженное неприбытием катеров в срок на место назначения, сообщило о ЧП в штаб ТОФ. Оттуда доложили в Москву. Ещё бы: рядом граница, жизнь на которой в то время была напряжённой и непредсказуемой, всякое могло быть. Самолеты поднимать на поиски не стали, говорят, опасались, что ненароком можно было «зацепить» территорию Китая, а это могло быть чревато международным конфликтом. Да и шторм всё никак не утихал. Решили послать на поиски вертолёт. Он-то и обнаружил через некоторое время дрейфовавший катер лейтенанта Сахневича. Морякам сбросили вымпел и сигнальной ракетой указали курс в ближайшую бухту. Тем временем радисты на берегу продолжали неустанно следить за эфиром и вызывать на связь катер мичмана Хорова. Наконец один из них вроде бы услышал: «Я – «Лилия»! Я – «Лилия»... Ханкайчик...» («Лилия» – позывной катера мичмана Хорова. – Прим. автора.). В штабе отряда решили, что катер занесло штормом в Малый Ханкайчик, и направили туда вертолёт. Но увы... Утомлённому штабному радисту, судя по всему, просто показалось, что кто-то откликнулся. Ведь судно давно уже плавало вверх килем... Пропавший катер обнаружили лишь после полудня в пятницу, 29 сентября, когда угомонился шторм, в перевёрнутом и почти затопленном состоянии – только корма из-за образовавшейся воздушной подушки держалась, подёргиваясь, как поплавок, на волне. Метрах в двухстах от него в спасательных жилетах плавали два трупа – командира катера и матроса-моториста. Следом подняли тело капитана 3-го ранга Бочарова. Он был без спасательного жилета и в одном ботинке. Возможно, оказавшись в воде, пытался разуться, чтобы было легче держаться на плаву. Боцмана, старшего моториста и пулемётчика обнаружили в кубрике катера. Мёртвых. Отрядного лейтенанта-механика нашли лишь спустя более полугода, по весне, когда тронулся лёд. Его обнаружили случайно в камышах рыбаки. Механика опознали только по эмблемам – «молоточкам» на погонах. А старшина-секретчик вообще сгинул с концами – тело его так и не было обнаружено... Говорят, тогда сразу был большой переполох из-за его отсутствия. Лишь когда подняли катер, вскрыли сейф и убедились, что вся секретная документация на месте, несколько успокоились. В живых из экипажа остался лишь один человек – матрос-радист, волею случая и судьбы оставшийся накануне беды на соседнем катере... Министр обороны СССР маршал А. Гречко ЧП на Ханке взял под личный контроль, секретным приказом квалифицировав его не как аварию, а как катастрофу. Специальная комиссия, занимавшаяся расследованием причин трагедии на Ханке, главную вину за случившееся возложила на старшего на борту, тело которого уже было предано земле. Был наказан и ряд живых флотских должностных лиц: одни получили «строгача» по партийной линии, других сняли с должностей и отправили в запас. Что же касается потерпевшего катастрофу катера, то он был списан, установлен на берегу и превращён в учебно-тренировочную станцию, где моряки-ханкайцы стали отрабатывать приёмы борьбы за живучесть корабля в экстремальных ситуациях. (konkurent.ru, 23.09.2003). Беседовала Евгения Тарасова Комментариев - 0 Включена модерация |
||||||||
Добавление комментария:
Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта
Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей