Здесь объединяются охотники

В этом году Ханкайской районной общественной организации охотников и рыболовов исполнилось 30 лет. Чем же все эти годы занимались и продолжают заниматься её сотрудники? Это мы выяснили в рамках редакционного проекта «Взгляд изнутри».

Моё знакомство с деятельностью организации началось во вторник, когда проходит еженедельная планёрка. На ней представители охотобщества обсудили текущие вопросы – у кого-то машина сломалась, надо срочно ремонтировать, аптечки поизносились, нужно покупать новые, также необходимо обновить спецодежду егерей… После планёрки производственные охотничьи инспектора (охотоведы) выдали егерям рейдовые путёвки, и последние отправились на свои участки.

Каждый вторник сотрудники районного охотобщества собираются на планёрку, где обсуждают текущие вопросы

Тем временем я побеседовала с председателем охотобщества Ириной Розенко. Она рассказала, что организация создана для объединения охотников нашего района с целью ведения и развития охотничьего хозяйства и спорта, рационального использования природных ресурсов. За ней закреплено 219,5 тысячи гектаров охотничьих угодий. На сегодняшний день в штате организации числятся восемь сотрудников – три егеря, два охотоведа, председатель, бухгалтер и администратор на охотничьей базе, которая находится в окрестностях Камень-Рыболова. На этой базе обычно останавливаются гости района, желающие поохотиться в наших охотничьих угодьях.

Интересна структура общественной организации. В районное общество охотников и рыболовов сейчас входят примерно 1300 охотников, как местных, так и иногородних. Интересно, что девять из них – женщины. Члены охотобщества избирают совет, контролирующий деятельность организации, в его состав входят 23 человека. Однако совсем нелегко каждый раз собираться в полном составе, поэтому из их числа выделили девять человек – правление, – которые и решают все насущные вопросы. Также в охотобществе есть ревизионная комиссия, перед ней сотрудники отчитываются, на какие цели и в каком количестве были потрачены собранные денежные средства. Говорим собранные, потому что организация сама зарабатывает деньги, ведь организация общественная, государством не обеспечивается. Ежегодно охотники делают взносы, благодаря которым она и функционирует. На эти деньги приобретаются корма для подкормки животных в зимний период, спецодежда для егерей, содержатся служебные автомобили. Кстати, в организации на балансе стоят несколько транспортных средств – три УАЗика и снегоход. Также заключены договоры на содержание двух личных автомобилей сотрудников, поскольку имеющихся служебных транспортных средств для качественной работы недостаточно, и двое специалистов задействуют свои авто. В общем, затрат немало, и без них никак не обойтись.

Пока мы разговаривали с Ириной Петровной, охотники подъезжали за разрешениями на охоту на фазана или водоплавающую дичь. А кто-то уже отстрелялся до закрытия охотничьего сезона и сдавал своё разрешение. В течение дня сотрудники организации подводят итоги за предыдущий день, фиксируют в специальных журналах, сколько было выдано разрешений, сколько их сдано, сколько и какой дичи отстреляно. Затем все эти данные включат в ежемесячный отчёт, составят список нарушителей, тех, кто не сдал путёвку, и направят всю информацию в краевую организацию. Естественно, в дальнейшем нарушители будут наказаны.

Одно из самых важных направлений деятельности общества охотников и рыболовов – ведение учёта диких животных. Обычно это происходит зимой, когда на снегу остаются следы. Охотоведы вместе с охотниками с навигатором обследуют свои охотничьи угодья, выискивают следы животных, подсчитывают их и выявляют количество особей тех или иных видов. Затем эта информация передаётся в управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края. А министерство проверенную и обработанную информацию передаёт в Москву. На основании полученных результатов выделяются квоты на добычу объектов животного мира.

Следующим пунктом знакомства с деятельностью охотобщества было участие в рейде. Поскольку больше шансов встретить охотников выпадает на пятницу либо на выходные дни, когда наряду с местными можно встретить и иногородних охотников, мы решили перенести ознакомительное рейдовое мероприятие на пятницу.

В назначенный день после обеда за мной заехали производственные охотничьи инспектора Александр Тимохин и Виктор Болкун, и мы отправились в охотничье угодье, расположенное неподалёку от села Мельгуновка, – на рисовую систему, где в это время года охотятся на фазана и водоплавающую дичь.

В ожидании охотников Александр Игоревич поведал, что наиболее подходящее для охоты время суток – утро («утрянка»), потому что птица с восходом солнца делает облёт, чтобы расправить и просушить свои крылышки, ну и поесть рис. Охотятся местные и приезжие и вечером («вечорка»), когда птица прилетает на рисовые чеки подкрепиться перед длинным ночным отдыхом. Днём тоже можно охотиться, но толк будет только в плохую, дождливую погоду – тогда птица летит низко, а сразу после дождя она летает, чтобы просушить намокшие крылья.

Пока мы разговаривали, появился первый охотник. Охотоведы остановили его, проверили, как полагается, разрешение на охоту, состояние ружья, находится ли оно в чехле. Охотник был не один, его сопровождал «напарник» – охотничья собака породы курцхаар.

Когда охотник скрылся из виду, охотовед продолжил свой рассказ. От него и его коллеги Виктора Леонтьевича Болкуна я узнала про способы охоты на копытных. Оказывается, всего их три – загонная, нагонная и тропление. Для охоты первым способом собирается коллектив из восьми и более человек. Среди них определяют тех, кто будет гнать зверя («загонщики»), обычно это три-четыре человека. Остальные – они называются «номера» – будут стоять на определённых местах и ждать, когда «загонщики» пригонят к ним зверя. Как только животное приблизится, «номера» в него стреляют. Но тут есть очень важное правило: стрелять можно только тогда, когда в поле видимости «номеров» появится «загонщик», пригнав зверя. В противном случае он может быть случайно подстрелен вместо животного.

– В нашем районе таких случаев за тот период, что я работаю в нашей организации, а это более пятнадцати лет, не было, – сообщил Александр Тимохин.

Ещё один вид охоты – нагонная, её ещё называют ходовой. В сопках высаживаются три человека, либо приезжают на своём транспорте, оставляют его внизу, а дальше идут пешком. Для охоты они разделяются: один идёт по низу, второй посередине сопки, а третий передвигается по самому хребту. Таким образом они нагоняют зверя друг на друга. Во время «тропления» зверя выслеживают по оставленным им следам.

– Сейчас количество охотников в угодьях района заметно уменьшилось по сравнению с прежними временами, – с сожалением говорит Виктор Леонтьевич. – По всей вероятности, это связано с тем, что охота нынче – дорогое удовольствие. Один только патрон стоит 55 рублей, а ещё надо машину заправить, получить разрешение и много-много других тонкостей. А ведь раньше как съедутся охотники, как начнут стрелять, так полчаса выстрелы не прекращались. Это даже создавало некоторые проблемы, например, многочисленным охотникам приходилось искать место, чтобы хоть как-то втиснуться между другими.

И словно в подтверждение слов охотоведа раздались несколько выстрелов, а потом всё затихло – охотники отправились собирать добычу.

Кстати, районное охотобщество при необходимости оказывает помощь тем охотникам, которые в ней нуждаются. Так, приезжает охотник, но он совсем не ориентируется в местных охотугодьях. Он обращается к ханкайским егерям с просьбой, чтобы они привезли на своём служебном транспорте охотника на место, где можно поохотиться, проконтролировали его, а после привезли обратно. Пока это работает только при охоте на птицу, с копытными всё намного сложнее.

В периоды, когда сезон охоты закрыт, специалисты общественной организации занимаются охраной охотничьих угодий, ведь для животных самое важное – фактор спокойствия. Если зверя никто не беспокоит, в запрещённые сроки на него никто не охотится, имеется кормовая база, то он и не переведётся. Для этого охотоведы делают подкормочные площадки, привозят корм, для контроля численности снимают их на видеокамеру, перевозят из охотугодий, расположенных в других муниципалитетах, в случаях, когда зверь начинает выходить к людям.

Делясь со мной тонкостями охоты, охотоведы успевали и проверить проезжающих мимо охотников, правда, их в этот раз было очень мало, несмотря на наступающие выходные. Не привлекла их и ненастная погода, хотя в такую погоду, по словам егерей, охотиться – в самый раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *