20

апреля

2024 года

суббота

Информационно-аналитическая газета Ханкайского муниципального района "Приморские зори"

Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а

Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)

E-mail: primzori@mail.ru

20 последних отзывов

Строка поискового запроса
должна содержать
не менее 4 символов

Камень-Рыболов

ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ.




Опубликовано в № 97 за 19 декабря 2019 года

Наследие «графа» Орлова

2019 год богат на юбилеи сёл Ханкайского района. 90-летие и у железнодорожного разъезда Морозовка, основанного в 1929 году. Находится Морозовка в семи километрах от Мельгуновки. В былые времена здесь «расходились» сначала паровозы, а затем и поезда. Так бы и оставался этот разъезд забытым богом полустанком, где и была всего одна барачного типа развалюха, если бы в начале восьмидесятых сюда не переехал жить Николай Григорьевич Орлов.


Сейчас на бывшей станции Морозовка живёт единственная семья Деяк

НЕПАССАЖИРСКАЯ СТАНЦИЯ

Люди старшего поколения, возможно, вспомнят резонансный документальный фильм «Граф Орлов из хутора Морозовка», показанный в переломное время девяностых. В нём рассказывалось о жизни семьи Орловых и её главы Николая Григорьевича. В пору угасания Советского Союза таких людей, инициативных и остро чувствующих перемены, называли по-разному – кооператорами, арендаторами, коммерсантами. Николай Орлов, переехав из Уссурийского района в Морозовку, развил здесь бурную деятельность. Занялся разведением коров, организовал товарищество по откорму скота. Большая семья бралась за любую работу, четверо детей помогали во всём. Хозяйство стало разрастаться.

Следующим шагом фермера Орлова стало создание САККО, под аббревиатурой которого скрывалось сельскохозяйственное арендное кооперативно-коммерческое объединение. Напомним, в те времена над промышленными предприятиями висела сельскохозяйственная повинность. Каждые лето и осень горожане уезжали в село полоть свёклу или капусту, копать картошку, заготавливать сено и т.п. Кроме того, многие крупные организации типа Дальзавода создавали свои подсобные хозяйства.

Предприятия поменьше не могли позволить себе иметь личные хозяйства. Вот Орлов и предложил свои услуги. Суть этого объединения была в следующем: промышленные предприятия Дальнего Востока предоставляют деньги, а сам Николай Григорьевич организует арендные крестьянские звенья, которые поставляют свою продукцию данным предприятиям по фиксированным ценам. Задуманное получилось. Пришла первая прибыль. На пустынной земле Морозовки начали разрастаться многочисленные постройки. Появились уютные жилые дома для приезжающих сюда на постоянное место жительства людей, большой коровник, крольчатник, вольеры для енотов и нутрий, коптильни. В лучшие времена в хозяйстве было до 800 свиней, 70 овец. Под посевы различными культурами было занято 290 га земли.

Появились столярный, забойный и разделочный цеха, промышленный холодильник. Естественно, при таких объёмах понадобилось и большее количество рабочих рук. В Морозовку в поисках заработка приезжали со всего района, поэтому планировалась постройка общежития и даже небольшого кафе-клуба для отдыха.

Чтобы жить и развиваться, хозяйство активно торговало. На рынок выставляли свою продукцию и не только. Придерживаясь веяний того времени, не обходили стороной банальную перепродажу. В ход шло всё – продукты питания, бытовая техника, китайские пуховики, люстры и многое другое. Именно эта коммерческая составляющая помогала держаться на плаву долгое время.

В 90-е дела в Морозовке пошли на спад. Причин тому множество. В России зрел экономический кризис, и промышленным предприятиям, членам САККО, стало не до полей и ферм. Они стали отзывать средства из объединения. Сказывался и пресловутый человеческий фактор – тащили из хозяйства, как говорится, всё что можно и нельзя. И как финиш – перспективное в начале своей деятельности хозяйство становится банкротом.

Разъезд Морозовка опустел. Постоянные рабочие вернулись в родные сёла. Дети Орловых, повзрослев, тоже разъехались кто куда. В некогда шумном семейном доме остались только отец и мать, ведя небольшое подворное хозяйство.

Николай Григорьевич умер не так давно. Похоронили его рядом с супругой в Мельгуновке. Последние годы «граф» Орлов подолгу жил в таёжной деревушке, где с одним из сыновей собирал дикоросы.


«НИКАКИЕ МЫ НЕ ОТШЕЛЬНИКИ»

Несколько лет назад дочь Николая Григорьевича Любовь Деяк вернулась жить в родную Морозовку. Когда детище отца обанкротилось, Люба жила в Уссурийске. Вышла замуж за работника железной дороги Ивана, в семье родилось трое детей. Мысли бросить относительно комфортную городскую жизнь у них возникали периодически. В конце концов так и поступили, вернулись в большой родительский дом. Сейчас семья Деяк – единственная, кто живёт на бывшей станции Морозовка.

– Я очень часто вспоминаю те годы, когда отец начинал поднимать хозяйство, – рассказывает Любовь Николаевна.– Именно он приучил нас, детей, к тяжёлому крестьянскому труду. Опыт, полученный в детстве, очень помогает мне в жизни нынешней.

Вернувшись в родительское гнездо, семья с нуля стала восстанавливать потерянное с годами. Благо, основа для этого уже была. Добротный дом, хозпостройки, доступная вода, электричество. Начали, как и когда-то отец, с коров. Даже оформили крестьянско-фермерское хозяйство, но отцовских масштабов достичь пока не получилось. Сейчас на семейном подворье десять дойных коров, молоко сдают городским приёмщикам.

Конечно же, возле дома – огород с его привычной картошкой и необходимой овощной мелочёвкой. Есть свой трактор и автомобиль – без них с таким поголовьем скота и вдали от населённого пункта обходиться просто невозможно.

– Я сугубо городской человек, – признаётся Иван. – И никак не думал, что мне понравится такое добровольное отшельничество. Хотя отшельниками мы себя не считаем. Скучать некогда, всё время в работе. Но и отдыхать мы тоже умеем!

Он рассказал, что часто дружная семья выбирается на рыбалку и за грибами. В выходные и каникулы родители возят дочь и сына в райцентр или в Уссурийск на разные развлекательные мероприятия. Летом традиционно выезжают на море. В общем, у детей хорошее полноценное детство. А их мама ездит в Мельгуновку, поёт в местном клубе и гордится тем, что не пропустила ни одной репетиции.

Есть и любимое увлечение, объединяющее всю семью – разведение кавказских овчарок. Для этого во дворе построен вольер, где содержится около десятка щенков. Ухаживать за ними помогают дети, это для них и обязанность, и развлечение одновременно. Раньше заботился о них старший сын Семён. Сейчас он продолжает обучение в магистратуре сельскохозяйственной академии. И его обязанности перешли к младшим – Диме и Полине. Они учатся в Мельгуновской школе, куда их весь учебный год каждый день отвозит отец. Ребята говорят, что им нравится жить в Морозовке. Они с детства приучены к труду. После школы помогают родителям по хозяйству. Свободное время они проводят, как типичные современные подростки – сидят в интернете, общаются в соцсетях, любят читать книги.

– Вы только не подумайте, что наша семья страдает от нехватки общения с людьми. Нисколько, – улыбается Любовь Деяк. – К нам в гости часто приезжают наши родственники, к детям – одноклассники. Живём, как тысячи других семей. Просто так получилось, что до ближайших соседей семь километров. Но нас это не напрягает. Поверьте, мы очень счастливы!

Комментариев - 1
Просмотров - 1112

КОММЕНТАРИИ

Добавил: Серёга (2019-12-20 в 8:28)

Дела давно минувших лет, преданья нашей старины.. зачем всё это вспоминать, как облажались там все мы..

Включена модерация

Добавление комментария:

 Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта

 Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей

Введите цифры с картинки:

antibot

Яндекс.Метрика       Top.Mail.Ru