20

апреля

2024 года

суббота

Информационно-аналитическая газета Ханкайского муниципального района "Приморские зори"

Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а

Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)

E-mail: primzori@mail.ru

20 последних отзывов

Строка поискового запроса
должна содержать
не менее 4 символов

Камень-Рыболов

ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ.




Нам пишут

Опубликовано в № 20 за 25 февраля 2016 года

Что мне дала служба на флоте?

Мне посчастливилось служить на военно-морском флоте пять лет: на Черноморском, дважды Краснознамённом Балтийском, Северном и Тихоокеанском. Я посетил прекрасные города, легендарные корабли и исторические места Советского Союза.

1962 год. Станислав Лампицкий (справа) с командиром отделения у барокамеры, в которой проходили испытания будущие водолазы-подводникиСлужба на военно-морском флоте была мечтой детства, а привил мне её мой дедушка Антон Лампицкий, который служил ещё на Царском Черноморском флоте трюмным машинистом на броненосце «Иоанн Златоуст». Он много рассказывал о флотской службе, показывал фотографии, неоднократно говорил, что для этого нужно себя готовить.

После Великой Отечественной войны у ребят не было никаких спортивных снарядов и инвентаря, поэтому больше бегали, прыгали, плавали, играли в футбол, используя тряпяной мяч, который сами шили, а затем после каждой игры ремонтировали. Для развития физической силы использовали поднятие тяжестей – колёсной пары от вагонетки. С ранней весны и до поздней осени я купался с ребятами на водоёме, который назывался «Водокачка», откуда брали воду для заправки паровозов. Предпочтение я отдавал подводному нырянию на дальность, а также на длительность пребывания под водой. По этим видам между ребятами проводили соревнования, и было приятно быть лучшим среди сверстников.

В 1954 году после окончания семи классов мне пришлось поступить в сельскохозяйственный техникум, так как там за обучение высчитывали из стипендии. Таким образом рухнула моя вторая мечта – окончить среднюю школу, поступить в университет и стать историком. После окончания техникума я вернулся домой и в скором времени был призван на областной сборочный пункт для службы в армии. Пошёл на приём к военному комиссару и сказал, что хочу служить на флоте. Меня отправили домой ждать повестку, которая пришла уже через неделю. Поездом отправились в Севастополь, где пришлось пройти через несколько медицинских комиссий, после чего меня направили на последнее испытание в барокамеру. Нужно было выдержать давление в 10 атмосфер, что равнялось глубине 100 метров под водой. В барокамеру я зашёл утром после завтрака, а вышел после 16 часов дня. По итогам этого испытания было решено, что я буду водолазом-глубоководником. Всего нас набрали 66 человек. На учёбу направили в ЭПРОН (экспедиция подводных работ особого назначения) аварийно-спасательного учебного отряда, который располагался на мысе Херсонес. Каждый день занимались, спускались под воду. В свободное время изучали окрестности. В первую очередь я посетил раскопки города Херсонес, археологический музей. На самом побережье висит огромный древний колокол, который служил звуковым маяком для мореходов.

Город-герой Севастополь произвёл на меня огромное впечатление своей нарядностью, чистотой и обилием исторических мест и памятников. Я представлял, как по улицам этого города ходил мой дед…

После учёбы в Севастополе меня направили на дважды краснознамённый Балтийский флот. По пути к месту службы посмотрел город Вильнюс. Первое, что привлекло внимание – это католический костёл. Также я посетил музей знаменитого польского поэта Адама Мицкевича и башню Гедиминаса.

Вечером из Вильнюса выехали в Балтийск. Нас встретили и привезли на место службы – бывшую царскую яхту «Полярная звезда». Это первое судно, которое ходило под парусами и на ванту. До этого я видел эту прекрасную яхту только на страницах школьного учебника истории. Вживую оно оказалось ещё красивее: прекрасные каюты, камбуз, невероятной красоты и удобства офицерский и матросский гальюны, все помещения и палубы отделаны дубом и бронзой, в проходах – картины.

Затем меня перевели на спасательное судно, которое было переоборудовано из трофейного немецкого тральщика «Угольщик». На бункеровку угля выходил весь экипаж.

Потом в Советском Союзе на судоверфи Ленинграда начали строить спасательные суда, и меня временно перевели во флотский экипаж этого города. Бывая в увольнении, я посетил многие исторические места: крейсер «Аврора», Эрмитаж, Медный всадник, домик Петра I в Летнем саду, Кунсткамера, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, Марсово поле, Петергофские фонтаны, Зимний дворец. А во время первомайской демонстрации на Дворцовой площади при прохождении колонн демонстрантов вместе с другими моряками стоял линейным.

Наконец первое спасательное судно было построено, и мы вышли на ходовые испытания в Финский залив. Базировались в Ломоносово, где в то время у причала стояло на вечной стоянке единственное в Советском Союзе двухкорпусное судно-катамаран «Коммунар». Состояло оно из двух огромных корпусов, которые соединены между собой в трёх местах. На нём располагался штаб дивизиона кораблей, базировавшихся в Ломоносово. Наше спасательное судно регулярно выходило на ходовые испытания в Балтийское море. Начались глубоководные водолазные спуски, на которые мы выходили на самый дальний полигон под Швецию. В ночное время были видны огни ночного Стокгольма.

Осенью 1960-го меня с другими водолазами направили в Кронштадт, где мы заступили на дежурство по оказанию помощи автомобилям, которые попали в беду на ледовой дороге Кронштадт-Ленинград. С приходом весны нас вернули в Ломоносово, а потом направили в Таллин – столицу Эстонии. Находясь в этом городе, 12 апреля 1961 года экипаж нашего корабля услышал из громкоговорителя сенсационную новость о первом полёте человека в космос. Позже с нами проводили политбеседу, из которой мы узнали, что первоначально в группу подготовки первых космонавтов предполагалось включить и водолазов-глубоководников, но так как у нас не было инженерно-лётной подготовки, нас так и не включили. Но позже мы узнали, что один водолаз-глубоководник всё-таки летал в космос – это Валерий Ильич Рождественский.

Из Таллина меня снова перевели в Ленинград – на новое спасательное судно, предназначенное для Тихоокеанского флота. Именно отсюда начался наш долгий, полный трудностей морской переход «Ленинград-Владивосток» 1962-го года, за участие в котором я получил нагрудный знак «За дальний поход». Переход возглавлял контр-адмирал, Герой Советского Союза Пахомов. На одной из отчётно-выборных комсомольских конференций меня выбрали секретарём комсомольской организации. Так что служба на флоте дала мне огромный опыт комсомольской работы. Позже я даже был награждён почётной грамотой ЦК ВЛКСМ.

В Полярном представилась возможность осмотреть атомную подводную лодку «Ленинский комсомол», которая стояла у пирса. Вид её, конечно, был невзрачный, но нам было важнее то, что наши моряки совершили подвиг, дойдя до Северного полюса подо льдом. Этим они прославили нашу страну и наш Военно-морской флот на весь мир.

Начался поход по Северному морскому пути. Первый заход – Диксон. Оказалось, что в то время там стоял ледокол «Ермак», созданный по чертежам адмирала Макарова и славившийся своей мощью и красотой. Ледовая обстановка была сложная, наша экспедиция была вынуждена ждать улучшения. Тогда для нас и была организована экскурсия на «Ермак». Позже мы узнали, что в 1963 году он был выведен из состава ледокольного флота и, по одним источникам, был затоплен, по другим – сдан в утиль.

И снова в путь. Следующая остановка – Тикси. Там нас загрузили олениной, и весь дальнейший путь мы ели не тушёнку, а свежемороженое мясо.

В один из дней похода по судовому радио сообщили, что справа по борту в западном направлении идёт атомоход «Ленин». Толщина льда – 4,5 метра. Все свободные от вахт выскочили на верхнюю палубу, чтобы посмотреть на атомоход, который шёл сквозь льды так, как горячий нож идёт по маслу. От гордости за наш флот мы громогласно и многократно прокричали «Ура». А в Охотском море мы попали в шторм в девять баллов. Стена воды заслонила небо, сам корабль оказывался то в глубокой яме, то на гребне гигантской волны.

Во Владивосток мы пришли 2 октября 1962 года, в ноябре 1963 года окончилась моя служба на флоте. А потом судьба распорядилась так, что я поступил на биофак Уссурийского педагогического института, попал в Ханкайский район. Был директором Комиссаровской школы, в 1984–2000 годах возглавлял районный отдел народного образования. Сейчас пенсионер, живу в Камень-Рыболове – закончился мой морской поход на озере Ханка.

С.Б. Лампицкий, с. Камень-Рыболов

Комментариев - 2
Просмотров - 2613

КОММЕНТАРИИ

Добавил: Степан (2016-02-25 в 10:30)

Не отчаивайтесь, С.Б.Лампицкий, всему бывает конец, я сам в Москве своими глазами видел, как бывший министр Воротников будучи на пенсии, в магазине лично хлебушек покупал, и много там было таких покупающих с золотыми звездами на лацканах костюмов, на них никто и внимание не обращал, одно слово, пенсионеры.

Добавил: Ирина (2016-02-25 в 18:45)

Какая интересная статья! Пишите чаще, С.Б. Лампицкий.

Включена модерация

Добавление комментария:

 Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта

 Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей

Введите цифры с картинки:

antibot

Яндекс.Метрика       Top.Mail.Ru