18

апреля

2024 года

четверг

Информационно-аналитическая газета Ханкайского муниципального района "Приморские зори"

Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а

Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)

E-mail: primzori@mail.ru

20 последних отзывов

Строка поискового запроса
должна содержать
не менее 4 символов

Камень-Рыболов

ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ.




Малая родина

Опубликовано в № 79 за 14 июля 2015 года

Пост Камень-Рыболов и его окрестности

В номерах газеты за 25 июня, 2 и 4 июля были опубликованы первая, вторая и третья части очерка «Пост Камень-Рыболов и его окрестности» Олимпиады ВАСИЛЬЕВОЙ, которая вместе с мужем, военным врачом, жила в нашей местности с 1871 по 1873 год. Она изучала быт, нравы и обычаи местного населения. Её интересовало буквально всё: флора и фауна, климатические особенности, география тех районов, где ей приходилось бывать. Написанный ею очерк «Пост Камень-Рыболов и его окрестности» был напечатан в сборнике «Известия Русского географического общества» за 1872 год. Сегодня мы представляем вашему вниманию заключительную часть очерка в некотором сокращении, оставив авторский стиль изложения.


ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯН

Крестьяне в окрестностях поста Камень-Рыболов большею частью выходцы Воронежской, Астраханской, Тамбовской губерний, отчасти же Аянского тракта. Но все они не прямо из России поселились в Ханкайском округе, а по прошествии нескольких лет перешли из Западной и Восточной Сибири, большая же часть – с реки Амура.

Численность крестьян Ханкайского округа – до 1785 человек, женского пола – 845, мужского – 940.

Главные занятия крестьян состоят в хлебопашестве и скотоводстве, затем следуют занятия второстепенные: огородничество, рыболовство, охота и подряды – перевозка частного и казенного груза. Крестьяне Ханкайского округа – большею частью народ деятельный, трезвый, трудолюбивый и вполне довольный своим положением. В продолжение моего двухгодового пребывания в посту Камень-Рыболов я еще ни от одного крестьянина не слыхала жалоб на свою судьбу.

По внешнему виду крестьянина легко можно судить о его довольстве. Заглянув в праздничный день в одну из деревень, вы встречаете целые группы пестро-разряженных молодцев и девушек. Крестьянин чувствует себя здесь свободным и знает себе цену. Урожай хлеба, сбыт сельских произведений, хороший заработок служат постоянной нравственной поддержкой хлебопашца, если прибавить еще к этому, что он избавлен от воинской и земской повинности.

Избы в деревнях все бревенчатые, покрытые тесом или сеном; надворные строения: хлева, конюшни и т. д. строятся из плетня, обмазываются глиною и покрываются соломой. Меблировка состоит из деревянных столов и лавок, в некоторых же домах можно встретить такие предметы роскоши, как стулья, зеркало и лампу. Судя по этим задаткам, со временем, как должно предполагать, благосостояние не замедлит распространиться на все народонаселение Ханкайского округа. В особенности, если устроятся сельские школы, которых до сих пор еще не существует, отчего грамотных между крестьянами очень мало, хотя идея об обучении детей крестьянину не чужда.


ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ КРЕСТЬЯН

Все условия Ханкайского округа способствуют хлебопашеству и скотоводству; черноземная почва, теплый климат, обширные пастбища с роскошно-мягкой волнистой травой, раскинутые от поста Камень-Рыболов в одну сторону до селения Никольского на 105 верст, да в другую за селение Ильинское на большое пространство, служат приманкой ежегодно переселяющихся в Ханкайский округ крестьян. Несмотря на трудный, длинный путь, в продолжение которого крестьяне сильно разоряются, придя на место, они быстро поправляются, благодаря помощи правительства, которое им дает хлеб, лошадь на год и более, богатству местности и надежде на хорошее будущее.

Главные посевы крестьян следующие: рожь, пшеница, овес, затем следуют гречиха, ячмень. Точные сведения о проценте урожая собрать трудно, при расспросе частном об урожае почти всегда услышишь: «Родилось вволю хлебушка, а сколько именно, никто не считал, да и кто и для чего считать станет, много ли, мало ли – все наше, больше не станет от того» или:«Что посеешь, все соберешь, не соберешь только того, чего не посеешь».

В подобных уклончивых ответах есть доля хитрости, а именно: чтобы по возможности отдалить срок расплаты за хлеб, который они получают от правительства; вследствие чего и процент урожая все года выставляют в официальных сведениях меньше. Для овса, по собранным мною сведениям, урожай должно положить от сам 15-26, для ярицы и пшеницы – от 10-15, для гречихи – от 20-30, для буды – от 40-80. Особенно богатый урожай дает буда у манз и корейцев, так, на одном колосе было насчитано 2800 зерен – сам 100.

От редакции: «Сам» – старая и точная крестьянская оценка урожайности. Во сколько раз собрал больше, чем посеял, такой и «сам». Для картошки, например, среднеминимальный урожай – «сам шесть»: ведро посадил – шесть ведер выкопал. Выше этой нормы – урожай хороший, «сам десять» – отличный. Ниже «сам шесть» – считай, картошка не уродилась.

Так как сбыт овса очень выгоден, и он расходится в посту в огромном количестве, то крестьяне особенно заботятся о его посеве. Из огородных растений родится все хорошо за исключением картофеля, который большею частью бывает водянист. Засеваются крестьянами на полях также тыквы, дыни и арбузы. Дыни бывают так дешевы, что целый воз стоит 2 рубля, арбузы же каждый от 5-40 копеек; как те, так и другие солятся подобно огурцам на зиму. Об огородных растениях тоже можно сказать, что и о хлебе: не соберешь только того, чего не посеешь, если лето не слишком дождливо; сотня огурцов стоит от 40 копеек до одного рубля.

Что же касается до скотоводства, то при тех благоприятствующих условиях, о которых я говорила выше, со временем оно должно развиться в огромных размерах. Из животных главным образом разводится рогатый скот. Быки служат для перевозки груза. Овец почти не разводят вследствие того, как говорят крестьяне, что, питаясь слишком питательной пищей, овцы скоро жиреют и приносят редкий приплод. Зато свиньи пополняют этот недостаток, что можно объяснить малороссийским народонаселением, которое в больших размерах приготовляет сало. Что же касается до лошадей, то у крестьян их очень немного: нуждаются покупкою извне, что им очень дорого обходится, так как каждая лошадь стоит от 100 до 150 рублей. Из домашней птицы в большом количестве разводятся куры, утки и гуси.


ПАЛЫ

Один большой недостаток, сильно подрывающий хозяйственную часть крестьян, – палы, ежегодно их посещающие.

Вот уже два года подряд пал уничтожает хлеб, сено и людей. В 1872 году два крестьянина и один кореец, не успев бежать от огня, быстро их нагнавшего, сгорели. В 1873 году опалило опять двух крестьян, занимавшихся уборкою хлеба. Палы обыкновенно являются вследствие неосторожности охотника, который, разведя огонь для того, чтобы сварить кашу или кирпичный чай, часто уходит, не погасив огня. Также главными виновниками палов считают манз.Иногда в продолжение целого месяца вы видите иллюминацию быстро перебегающего пала с холмов на горы и т.д., пока не дойдет до скирдов хлеба и до стогов сена, где для хищнической его деятельности представляется полное раздолье. Пал быстро обходит огромное пространство и вот в один прекрасный день при сильном ветре незаметно подходит к Рыболову. Тут-то представляется картина, заслуживающая внимания: все небо моментально покрывается заревом, в воздухе чувствуется духота, искры носятся над крышами, дым, сливаясь с огромным количеством пыли, которою изобилует пост Камень-Рыболов, представляет непроницаемую тьму, имеющую много общего с солнечным затмением. И вот тогда-то окончательно наступает хаос, жители поста, не желающие взлетать на воздух среди общей суматохи, стараются собрать необходимые пожитки в чемоданы и перебраться на оз. Ханка, оставляя более грузкие вещи в жертву огню.

В мое пребывание в Рыболове я наблюдала два таких пала, которые окончились потерей одной какой-то избушки да в селении Астраханка нескольких домов. Чтобы прекратить произвол огня, солдаты, казаки, вооруженные вместо боевых снарядов метлами и лопатами, скачут к палу разбрасывать горящую траву, выкапывая на скорую руку канавы.


ЕДА И НРАВЫ

Пища крестьян очень сытная, состоит из русского пшеничного хлеба, овощей всякого рода: тыквы особенно в большом употреблении; не отказывают себе крестьяне в мясе и молочной пище, кирпичный чай – обыкновенное питье, нередко с сахаром и медом. Произведениями сельского хозяйства крестьяне снабжают не только пост Камень-Рыболов и порт Владивосток, который по причине топких мест не имеет в окрестности деревень, а следовательно нуждается в молочных продуктах.

Каждый праздник пост Камень-Рыболов полон крестьян; так как в посту нет благоустроенного базара, то возы останавливаются где попало. Одежда крестьян состоит из дабы, яркого ситцу, шерстяных материй; кашемировые шелковые платки, плисовые шубки, хорошие тулупы с красными кушаками, шапки с барашковой опушкой – обыкновенный наряд здешних крестьян. Лапти – не в употреблении, заменяются сапогами и башмаками.

Так как в Ханкайском округе женщин меньше, чем мужчин, то всегда встречается недостаток в невестах. В видах экономических крестьянину необходимо скорее женить сына, но тут-то и встречается преграда: невеста, как говорят крестьяне, «обыкновенно долго жеманится», потому что у нее много женихов, но вот, наконец, после долгих увещеваний дело улаживается, тогда является преграда с другой стороны. Пользуясь недостатком женского пола, родители невесты запрашивают с жениха такую цену за невесту, что дело поневоле расходится. Женщина-крестьянка не есть «товар негодный», как выражаются в других местностях крестьяне, а есть товар продажный, в Ханкайском округе ценится от 25 до 300 рублей и более. Вследствие подобных условий не редко в семье можно встретить в 30 лет крестьянина холостым.Крестьяне Ханкайского округа – народ бывалый, многие нелепые обычаи и суеверия крестьян Европейской России у них исчезли, но все-таки крестьяне не настолько еще развиты, чтобы отрешиться вполне от суеверий, воспринимаемых ими с колыбели. Для примера расскажу следующий случай.

В начале ноября 1873 года крестьянин Троицкого селения Гриценко пошел на охоту в день воскресный. Застрелив несколько птиц, он шел домой ленивым шагом. Вдруг выскочил медведь. Крестьянин, надеясь на ружье, пошел ему навстречу и, приблизившись, воткнул ружье в пасть, выстрелил. Ружье дало осечку. Медведь повалил крестьянина, кусал ему руки, рвал платье и, наконец, оторвав часть уха, разорвал всю щеку до рта, тронув отчасти и зубы. Крестьянин закричал, медведь вырвал кусок мяса из ноги, но, испугавшись сильного крика, оставил мужика и ушел.

Крестьянин, вернувшись домой весь израненный, исцарапанный, рассказал обо всем случившемся соседу. «И поделом тебе брат, – ответил тот, – не ходи в воскресный день на охоту».

Комментариев - 0
Просмотров - 2377

Включена модерация

Добавление комментария:

 Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта

 Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей

Введите цифры с картинки:

antibot

Яндекс.Метрика       Top.Mail.Ru