Вся жизнь – музыка

Наша 17-летняя землячка Светлана Кравчук стала лучшей во Всероссийской олимпиаде по музыкально-теоретическим дисциплинам, сумев обойти более взрослых и опытных участников со всей страны

Светлана Кравчук родилась в Камень-Рыболове. Её мама – педагог по классу аккордеона Наталья Николаевна Кравчук, папа Евгений, который, к сожалению, рано ушёл из жизни, работал техническим редактором в редакции районной газеты. Он очень хорошо разбирался в компьютерах и в другой технике. Старший брат Светланы – талантливый художник и архитектор, младшая сестра занимается танцами.

С детства Свету влекла музыка. Её мама рассказала, что по наследству от родителей к ним перешло пианино, которое стояло в доме и на котором сначала было суждено научиться играть старшему сыну Владиславу. Парень окончил музыкальную школу по классу фортепиано, но больше по наставлению мамы, чем по собственному желанию. Поэтому, когда появилась Света, мама решила, что хватит в семье музыкантов. Но как только девочка доросла до пианино, стала на нём играть и проситься в музыкальную школу. Наталья, заметив тягу дочери к инструменту, хотела было предложить ей освоить аккордеон (на нём ведь тоже есть клавиши), но Света была категорична – пианино лучше. Так девочка стала ученицей Ханкайской детской школы искусств.

Первым учителем по фортепиано, который привил огромную любовь к музыке, стала Елена Николаевна Бородина, после неё – Светлана Вадимовна Литвинова. Большой вклад в развитие способностей внесли и педагоги по сольфеджио Люсинда Владимировна Боханова и Лина Николаевна Баталова. Так получилось, что с момента поступления музыка окончательно и бесповоротно стала неотъемлемой частью жизни Светы. Всё свободное время она посвящала занятиям.

Начавшаяся школьная жизнь не вытеснила из жизни девочки её самое большое увлечение, наоборот, она мечтала поскорее вырасти и пойти учиться туда, где главным предметом будет музыка и всё, что с ней связано. Поэтому после 9-го класса Света легко поступила в Приморский краевой колледж искусств Владивостока (к этому времени выигранных конкурсов различного уровня у Светланы было уже немало).

Сейчас Света на втором курсе и на вопрос о своих увлечениях отвечает, что их немало, но большая часть из них связана с музыкой. Учится она на отделении теории музыки, и её не считает увлечением, ведь это будущая профессия. Но вот всё остальное уже скорее любительское – игра на фортепиано, гитаре, укулеле, ранее также на электрогитаре и флейте, даже пробовала скрипку, но педагог уехал, поэтому обучение пришлось прекратить. Кроме того, девушка очень хорошо поёт (особенное удивление и восхищение это вызывает у профессионалов – что теоретик музыки хорош и в пении). Из увлечений помимо музыки Света отмечает, что обожает срисовывать различные картинки, и в этом деле она тоже достигла неплохих успехов.

О Всероссийской олимпиаде по музыкально-теоретическим дисциплинам девушка знала, как и о том, что приглашают на неё обычно ребят не моложе третьего года обучения. Цель олимпиады – выявить талантливых и увлечённых музыкой ребят, поддержать интере ск изучению, развитию и совершенствованию своих музыкальных способностей, получению признания своего таланта. А ещё победители получают грант-стипендию при поступлении в любое высшее учебное заведение.

Когда её, первокурсницу, поставили перед фактом, что она будет участвовать, не спорила. – Любые конкурсы для меня в радость, – признаётся Светлана, – испытывать себя, в чём-то сравнивать с другими очень полезно для саморазвития. Темой олимпиады были шедевры мировой музыкальной культуры. Подготовка длилась около трёх недель, но фактически – всю жизнь. Ведь за три недели невозможно подготовиться к конкурсу, если в голове не заложены основы, которые даются ещё в музыкальной школе, а после развиваются в колледже.

Девушка рассказала, что на время подготовки к конкурсу её на две недели освободили от всех общеобразовательных предметов, и с утра до вечера она занималась исключительно специальными предметами, стараясь охватить все области, повторить всё изученное и запомнить как можно больше нового, чтобы быть готовой ко всему.

В программу конкурсных испытаний, длившихся пять дней, вошли письменные тесты по курсу теории музыки и слуховому анализу, исполнение романса, одноголосный диктант, письменное и устное выступления по музыкальной литературе. Света со всеми испытаниями справилась на отлично, минимальный результат за задания был восемь баллов из десяти возможных, но чаще это были «девятки» и «десятки». Дополнительным испытанием стало исполнение программы по фортепиано, оно было необязательным, отважились на него лишь три человека. Конечно, в их числе была и наша землячка.

– Когда началось награждение, – вспоминает Света, – фамилии называли от низшего результата к высшему в алфавитном порядке. Сначала участники, затем призёры, после них уже лауреаты. Сижу, жду свою фамилию. Вот уже диктуют лауреатов третьей степени, второй – меня нет среди них, начинаю переживать, что меня вообще забыли в список добавить, и я не получу даже грамоты за участие, а потом меня объявляют лауреатом первой степени! Я была в шоке! О своей победе в первую очередь сообщила маме, а затем уже некоторым друзьям и знакомым из колледжа.

Наградой, помимо диплома и статуэтки, стала поездка на Международный детский культурный форум в Москву в конце августа.

Отвечая на вопрос, кто помог таланту сформироваться, Света, не задумываясь, отвечает, что в первую очередь мама, которая всегда полностью поддерживала интересы своей творческой дочери. Ещё важную роль сыграла родная музыкальная школа и её преподаватели. Именно они вложили всю необходимую основу для дальнейшего развития.

А в нынешнем успехе, по словам Светы, очень важны, в том числе, знания и поддержка преподавателя колледжа по музыкальной литературе и сольфеджио Ирины Викторовны Волобуевой, которую она считает лучшим педагогом во всём колледже.

– Ни с одним другим преподавателем я бы не смогла достичь того, что имею сейчас, – уверена Светлана.

Говоря о планах на будущее, Светлана не делает разграничения между жизненными и творческими планами, так как вся её жизнь является олицетворением творчества. Она живёт музыкой, не может без неё существовать, в этом смысл её жизни. После колледжа планирует поступать на специалитет в консерваторию имени Чайковского в Москве, окончить её (в идеале – с отличием) и либо остаться преподавать в Москве, либо переехать в Санкт-Петербург. Кроме того, хочет попробовать сочинять свою музыку.

Ещё в планах – научиться импровизировать, возможно, даже попробовать джазовую импровизацию, а в далёком будущем – вернуться к занятиям на скрипке. Но главное, в будущем Светлана видит себя педагогом, скорее всего – преподавателем колледжа, так как уверена, что в колледже проходят лучшие годы жизни, и заниматься тем, что действительно нравится, огромное счастье.