Вызов принят

Журналист знакомится с работой бригады скорой помощи.

Сотрудники скорой медицинской помощи ежедневно сталкиваются с непростыми вызовами и гонкой со временем. Именно эти люди стоят на страже жизни и здоровья ханкайцев. Статья посвящена врачам, фельдшерам, медсёстрам и водителям скорой помощи Ханкайской ЦРБ.

Рабочее утро

В первый день моего знакомства с работой скорой помощи на дежурство заступили старший фельдшер Валентина Бондарь и фельдшер Виктория Поварчук. Смена начинается в восемь утра, но все приходят уже к 7.45. Сначала медики приступают к проверке фельдшерских чемоданчиков. В одном находится множество всяких ампул, бутыльков и шприцев, в другом – то, без чего не обойтись на вызове к сердечнику – электрокардиограф, а в третьем – растворы для капельниц. Затем тщательно проверяют машины, а если быть точнее – оборудование в них. Там находится родовой комплект, сердечно-лёгочная реанимация, комплекты шин и шейных воротников, дефибриллятор, инфузомат и кислородные баллоны. И когда все обязательные процедуры закончены, начинают работать.

Я пришла в приёмное отделение, где вместе с фельдшерами на смену заступила медсестра Елена Ченская. Как правило, она принимает больных, которые в состоянии сами добраться до пункта скорой помощи, и может отследить по карте на мониторе компьютера весь маршрут бригады скорой помощи – куда едет автомобиль, где совершил остановку. В случае, когда машина возвращается с вызова на базу и при этом поступает новый вызов, бригада может по пути заехать ещё к одному пациенту, что очень сокращает время ожидания. В приёмной практически не бывает пусто, с утра водители организаций проходят предрейсовый медосмотр, сотрудники полиции привозят людей на медосвидетельствование, а также поступают люди, которым нужна незамедлительная помощи и, возможно, госпитализация.

Дежурный врач приёмного отделения Виктор Медведюк осматривает поступившего на скорую подростка

Главная трудность, с которой сталкиваются медики Камень-Рыболова, – это расстояние. Сёла расположены далеко друг от друга, а дороги оставляют желать лучшего, особенно зимой. Летом же основная проблема – отсутствие кондиционеров в машинах скорой помощи. Очень душно, а если открыть окно, из-за пыли просто нечем дышать.

Мне стало интересно, какие вызовы поступают чаще всего. Валентина Сергеевна Бондарь взяла журнал и, проверив все данные, ответила, что в июне основными причинами вызова скорой помощи были гипертоническая болезнь, высокая температура, травмы (например, женщина на гвоздь наступила, мужчина ногу подвернул), панкреатит и алкогольное опьянение. А вот родов стало гораздо меньше. Пока в приёмном отделении затишье, она поделилась со мной спецификой своей работы.

Когда человек звонит в службу скорой помощи по номеру 103, вызов приходит на Уссурийск, и в зависимости от того, откуда был сделан звонок и какие у вас симптомы, вас связывают с нужным пунктом. При поступлении вызова бригада незамедлительно выезжает и, уже прибыв на место, фельдшер проводит опрос и осмотр пациента, оказывает первую помощь. Он вносит данные в специальный планшет. Далее исходя из предварительного диагноза уже будет понятно, поступит пациент в нашу больницу, или бригада повезёт его в Хороль, Уссурийск или даже во Владивосток. С пневмонией, например, отправят во Владивосток, с инсультом или инфарктом – в Уссурийск, рожать – в Хороль или Владивосток, с психическими расстройствами – в село Заречное. Но, конечно, если что-то экстренное, то помощь окажут в нашей больнице. В случае, когда все машины скорой помощи Ханкайского района заняты, к нам отправляют бригады Хорольского района. Задаю вопрос о том, как скорая добирается в непогоду или в период затопления дорог. Тут всё элементарно – подключаются МЧС, военные и дорожные службы.

Без права на слабость

Основная сложность работы фельдшера скорой – это общение с пациентами, ведь не всегда они адекватно реагируют на медиков. Бывает, что пациенты, особенно те, кто в нетрезвом состоянии, начинают снимать бригаду на камеру, ругаются. Также буянят и в приёмном отделении – переворачивают столы, кричат, кидаются, а при попытке медиков вызвать полицию отбирают сотовые телефоны и обрывают провода на стационарных. Некоторые потом всё же приходят в отделение и приносят свои извинения.

Отдельная трудность – физические нагрузки. Носилки тяжело выносить и заносить в автомобиль скорой помощи, так как выезжают на вызов водитель и фельдшер. Представьте, женщине-фельдшеру и водителю нужно вынести пациента на носилках с пятого этажа. Выносят и на мягких носилках, если состояние пациента позволяет. Иногда приходится прибегать к помощи МЧС, чтобы выставить оконную раму, так как вынести пациента через дверь не получается, или выпиливать дверь, если у человека инсульт или перелом, и он не может самостоятельно впустить бригаду в дом. Даже пустые носилки занести в квартиру бывает непросто, так как проходы и лестничные проёмы в некоторых домах очень узкие. Но бригада свою работу знает и выполняет её достойно. А когда человек ещё и любит профессию, для него нет ничего невозможного.

Пока мы общались со старшим фельдшером, пришёл водитель одной из организаций района на предрейсовый осмотр. Медсестра приёмного отделения Елена Николаевна провела стандартную процедуру – измерила ему давление. Оно оказалось очень высоким – под 200. Медик направила мужчину на приём к терапевту, его тут же госпитализировали.

Помочь вопреки всему

Ожидая вызова и размышляя о сложностях своей работы, Валентина вспомнила интересный случай, когда бригаде пришлось ночевать в Ильинке. Вызов поступил из Первомайского, у мужчины были боли в животе. Бригада сразу же выехала, но так как в этот вечер был очень сильный снегопад, добраться они не смогли. В машине закипел радиатор, и из-под капота столбом повалил дым. Пришлось обратиться за помощью к военным. Они должны были на большом Урале подвезти мужчину к автомобилю скорой помощи. Встретиться договорились около старой заправки на повороте к Новокачалинску. Но так как машина скорой помощи была неисправна, пришлось подключаться дорожным службам. В итоге мужчину благополучно транспортировали в больницу. Также дорожники на буксире дотянули скорую до Ильинки. А медики отзвонились своему начальству, сообщили о ситуации и остались ночевать в селе у местного фельдшера. Причём бригаде пришлось не просто идти до дома фельдшера, а ползти в прямом смысле слова по огромным сугробам. И только следующим вечером они попали домой.

А самый запоминающийся случай в практике старшего фельдшера – когда ей пришлось принимать роды прямо в автомобиле скорой помощи. Девушка из Астраханки обратилась в женскую консультацию, рожать ей было ещё рано, но после осмотра врача было принято решение везти её во Владивосток.

Врач-гинеколог связалась с медиками Владивостокского роддома и сообщила, что скоро привезут пациентку. Но по дороге у женщины начались преждевременные роды. Весь процесс начался, когда подъезжали к Уссурийску. Роды были не из самых простых, так как малышка была повёрнута ягодичками, а не как нужно – головой. И была к тому времени недоношенной. Роженицу госпитализировали в Уссурийск, потому что ребёнка нужно было поместить в кувез. Сейчас с малышкой всё в порядке.

Сирена. Вызов. Жизнь

И вот поступил вызов. Женщине 73 года, от цветения растений у неё начался аллергический дерматит. Приехали к пациенту, медик задала вопрос, что беспокоит. Пенсионерка ответила, что не спала всю ночь, течёт из носа, всё лицо красное, сильно зудит. И длится это состояние больше недели. Валентина Сергеевна поставила укол с антигистаминным гормональным препаратом. Состояние заметно улучшилось. Госпитализация не потребовалась, поэтому медик дала рекомендацию – принять таблетки и прилечь отдохнуть. Мы с чистой совестью и чувством выполненного долга вернулись на базу.

Оказалось, что служба у работников скорой помощи не только трудная, но и рискованная. Пока я погружалась в работу приёмного отделения, поступил вызов к человеку с психическими отклонениями, у которого случился рецидив. Мне было интересно поехать на этот вызов, но мою просьбу вежливо отклонили, объяснив это тем, что даже для самих медиков это опасно, поэтому они будут работать совместно с полицией. Ведь уже бывали случаи нападения на бригаду скорой помощи во время вызова.

Через некоторое время мы отправились в Ильинку. Повод – сильные боли в сердце. Фельдшер провела опрос и приступила к измерению давления. Затем сняла электрокардиограмму и проверила полученные результаты. После всех проведённых процедур Валентина поставила предварительный диагноз – стенокардия. Женщину госпитализировали.

Внимательный взгляд и точная диагностика. Старший фельдшер Валентина Бондарь расшифровывает ЭКГ прямо на вызове

В следующую смену я «заступила» уже с другой бригадой. Поступил очередной вызов, для работников скорой он казался обыденным, но не для меня. Это была автомобильная авария. Машина, направляющаяся из Пограничного в Камень-Рыболов, слетела с дороги и перевернулась. В автомобиле было четверо пассажиров. Бригада выехала незамедлительно.

Их работа – спасать. Бригада на месте ДТП

Прибыв на место происшествия, я увидела ужасающую картину: перевёрнутая машина, лежащая на земле женщина и ещё три пассажира с увечьями различной степени тяжести. Много крови и слёзы пострадавших шокировали меня. Я ненадолго впала в ступор, но, услышав просьбы о помощи, стала действовать. Пока сотрудники скорой пытались уложить водителя на носилки, чтобы занести её в автомобиль, так как она получила тяжёлые травмы и не могла пошевелиться, я помогала другой пассажирке забраться в неотложку. Сама она этого сделать не могла, так как у неё была травмирована голова и очень сильно болела спина. Затем я помогла молодой девушке, которая также была вся в крови и с сильнейшими болями. Четвёртый пострадавший уже смог самостоятельно забраться в машину.

Фельдшер Наталья Юдина подготавливает пациента с переломом к транспортировке

В это время фельдшер и водитель пытались вытащить первую пострадавшую, но с этим возникли сложности, так как машина была покорёжена и перевёрнута и находилась в овраге. Они попросили меня попробовать остановить проезжающий автомобиль, чтобы ещё кто-то мог помочь перенести женщину. К счастью, первая же машина остановилась, и мужчина, который находился за рулём, помог водителю скорой помощи транспортировать пострадавшую. Прибыв на пункт скорой помощи, бригада передала пациентов хирургам и реаниматологам, которые провели осмотр. Двух пострадавших госпитализировали в реанимацию, остальных — в хирургию.

Работа скорой и опасна и трудна, в чём я убедилась. Всё, что я увидела за время совместной работы, – это только верхушка айсберга для медиков. Для меня очень большой и бесценный опыт, а для них лишь миг из каждодневной рутины. На плечи этих людей возложена огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, обратившихся к ним за помощью.