Одним из крупнейших сельскохозяйственных предприятий в Ханкайском районе в советские времена был Астраханский совхоз. Он в весомых объёмах обеспечивал ханкайцев продуктами растениеводства и животноводства.
История совхоза берёт начало с 30-х годов прошлого века, когда в Астраханке образовались артель «Красный рыбак» и колхоз им. 87-го кавалерийского полка. В артели, состоящей из 17-ти дворов, был небольшой невод, купленный в долг, несколько лодок и 20 гектаров посевов. Соседний с ним колхоз им. 87-го кавалерийского полка включал в себя 60 дворов, 10 лошадей, 500 гектаров земли, которая обрабатывалась конными плугами и засеивалась вручную.
Через некоторое время эти две артели объединились и вели хозяйство сообща. Уже в 1937 году крестьяне засеяли 400 га земли и получили неплохой урожай зерновых. В колхозе появились деньги на покупку первой грузовой автомашины. А в 1939 году колхоз был утверждён участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки за получение высоких урожаев зерновых.
В годы войны, желая ускорить победу над врагом, астраханцы передали в фонд обороны несколько сотен тысяч рублей. Помимо этого, они активно развивали колхоз – построили электростанцию, скотный двор, навес для сушки зерна, гараж, зернохранилище.
В 1946 году (по другим Прямая речь источникам – в 1951 году) колхозу было присвоено имя Ильича, а в 1950 году он стал миллионером. Хозяйство полностью рассчиталось с государством по поставкам овощей, картофеля, зерновых. Были приобретены четыре грузовика, легковая машина, сложная зерноочистительная машина ВИМ, несколько сортировок и веялок, десятки тракторов.

В марте 1960 года на базе ликвидированных колхозов им. Ильича, им. Апанасенко и им. Пархоменко был образован Астраханский совхоз. В его подчинение первоначально входили четыре отделения: два в Астраханке, а также в Пархоменко и Троицком.

Директор Астраханского совхоза Яков Михайлович Згурский на 5-й сессии райсовета в октябре 1961 года рассказал о том, что в хозяйстве выросло поголовье крупного рогатого скота на 300 голов (коров 250), число свиней – на 447, овец – на 109 голов. План по продаже яиц и шерсти был перевыполнен. Успешно проходила механизация трудоёмких процессов. Так, внедрены механическое доение коров, механическое приготовление кормов, механическая очистка помещений. В рацион кормления животных введены соя и антибиотики. Также принимались меры по восстановлению пчеловодства.
В 1964 году в совхозе создан цех по производству искусственного молока. Первоначально в смену он вырабатывал 2-2,5 тонны молока, а с пуском в полную мощность ожидалось, что будет давать до 6 тонн. Это дало совхозу большую экономию натурального молока.
В этом же году, судя по выступлению бригадира птице-товарной фермы товарища Шевченко, в совхозе добились повышения яйценоскости птиц до 12 тыс. 500 яиц в день. Это дало возможность коллективу успешно справиться с выполнением плана продаж яиц государству. «Нас вызвали на соревнование птицеводы Турийрогского совхоза. Вызов их мы принимаем», – сообщил бригадир.
За 1966–1968 годы совхоз выполнил пятилетний план продажи хлеба государству (1969,7 т), зерна получено – от 14 до 18 ц/га, сои – 7,6 ц. В Пархоменском отделении в 1967 г. аграрии получили сои по 9,4 ц с площади 800 га, в 1968 г. по 10 ц с площади 750 га. По всем видам животноводческой продукции план был выполнен с превышением. За три года совхоз получил 1 млн 90 тыс. рублей прибыли.
До июня 1972 года совхоз находился в подчинении Ханкайского производственного управления сельского хозяйства и имел мясо-молочно-соевое направление. С июля 1972 года он был передан Приморскому свиноводческому тресту. В это же время четвёртое отделение (в с. Троицкое) отделилось, влившись в 24-й военный совхоз. Основное направление работы совхоза в те годы – свиноводческое. Кроме этого совхоз занимался выращиванием зерна, сои, овощей, содержал крупный рогатый скот.
В 1992 году совхоз был реорганизован: на базе первого и второго отделений в Астраханке была создана агрофирма «Астраханская», на базе третьего отделения появилось коллективное предприятие «Пархоменко». В 1999 году на базе агрофирмы был образован сельскохозяйственно-производственный кооператив «Астраханский». В 2006 году предприятие было признано банкротом и прекратило своё существование.



Прямая речь:
Лидия Ильинична Шаверина, с. Астраханка:
– Во второе отделение Астраханского совхоза устроилась 25 марта 1965 года. Много лет я проработала там дояркой, ну а потом стала бригадиром. Ушла на пенсию в 1991 году, а в то время совхозное хозяйство уже переживало упадок.
Когда я только начинала работать, то приходилось доить бурёнок вручную. В нашем отделении держали 550 коров или даже больше. За одной дояркой было закреплено от 18 до 22 коров. Было очень тяжело с ними справляться. Но уже спустя год или два совхоз закупил доильные аппараты, и дело заспорилось. Механическая дойка в разы увеличила производительность труда. В отделении появились доильные залы «ёлочка», а до этого дойка проходила под открытым небом.
В 1971 году от каждой коровы закреплённой за мной группы мне удалось получить в среднем по 3125 килограммов молока. Неплохой результат, не так ли? И в этом – плюсы механической дойки.
График работы был тяжёлым. Доярки рано вставали, потому что утренняя дойка начиналась стабильно в шесть утра. Случалось, что работницы запаздывали, и тогда их коровок брали на себя другие доярки. Хотя дело тут было не только во взаимовыручке. Больше надой – выше оплата. Так что опаздывать было невыгодно.
В первые годы моей работы дойка проходила трижды в день, а затем – утром и вечером. О такой роскоши, как выходные и праздники, мы знали только понаслышке. Помню, как однажды мы с Матрёной Калашниковой вышли с дойки аж в 11 вечера, пока не передоили всех бурёнок. Остальные доярки уже давно разошлись по домам.
Словом, есть что вспомнить. Как-то участвовала в соревнованиях, которые проходили в Ильинском совхозе. Туда съехались доярки со всего района. Не помню уже, какое место я там заняла – второе или третье. Несколько раз была делегатом районных партийных конференций.
Ещё хочу сказать, что благодаря совхозу мы с мужем, который работал в этом же отделении трактористом, получили служебное жильё. Семья у нас была большая – пятеро детей, поэтому от своего дома мы бы не отказались. И вот в 1977 году совхоз предоставил нам двухквартирный дом, и мы справили новоселье.
Галина Фёдоровна Халаимова, с. Камень-Рыболов:
– Астраханский совхоз – значимая веха в моей жизни. В 1963 году мы с мужем Евгением и дочерью по переселению прибыли из Ярославля в Приморский край. 11 дней ехали в поезде, пока не добрались до станции Манзовка (Сибирцево). Там пересели в поезд, который направлялся в Ханкайский район. А собирались мы жить и работать в Астраханском совхозе. И каково было наше удивление, когда ещё в поезде узнали, что там нет для нас места, поэтому придётся ехать в Новокачалинск.
Говорю супругу: «Какой такой Новокачалинск? Я не согласна. Или Астраханка, или я вообще не выйду из вагона!». И тут заходит в наше купе директор Астраханского совхоза Яков Михайлович Згурский (он принимал на станции переселенцев). Спрашивает: «Это кто тут митингует? Вы понимаете, какая штука… Нет для вас в нашем совхозе жилья. Не построили ещё. А ваш дом ждёт вас в Новокачалинске, так что езжайте туда». Но мы стояли на своём.
Решение нашлось – нас поселили в «красном уголке» на совхозной ферме. Бытовые трудности нас не испугали. Нам поставили перегородку, и две семьи разместились. Так жили пару месяцев, пока не освободились комнаты в общежитии. А уже через полгода мы справили новоселье в собственном двухквартирном доме.
В совхозе для молодой семьи дело нашлось сразу. Муж стал скотником, хотя он и был незнаком с этой работой. По образованию он токарь и до нашего переезда трудился на заводе. Поначалу Жене было очень тяжело, но позже он мне признавался, что ему нравится работать под открытым небом, когда вокруг поют жаворонки. Спустя время он окончил курсы механизаторов и возглавил тракторно-полеводческую бригаду.
А меня сначала устроили в совхозные ясли, а потом – разнорабочей. И навоз в телеги грузила, и сено в скирды собирала, и рассаду выращивала, и сорняки выпалывала – всё было. Как-то раз вызвал меня директор и сообщил, что совхоз заключил договор с Уссурийским сахарным заводом на поставку сахарной свёклы. И предложил возглавить звено. В итоге вырастили мы сахарную свёклу и даже перевыполнили план по поставке.
С 1965 по 1969 год работала бригадиром на ферме, выращивающей молодняк крупного рогатого скота. В 1968-м меня приняли в партию, а уже через год стала председателем рабочего комитета совхоза и членом президиума профсоюза Ханкайского района. Следила за обеспечением работников питанием, рабочей одеждой, жильём, организовывала соцсоревнования трактористов и комбайнёров. А ушла из совхоза, когда в 1973 году меня избрали председателем исполкома Камень-Рыболовского Совета народных депутатов.
Виктор Трофимович Артёменко, с. Камень-Рыболов:
– В 1973 году, после службы в армии, я окончил курсы шофёров и устроился водителем в Астраханский совхоз. А уже когда заочно отучился в техникуме, меня повысили до инженера по технике безопасности. С 1979 года вплоть до своего ухода в 1986 году был главным инженером совхоза.
Как главный инженер следил за исправностью технического оснащения – тракторов, комбайнов, легковых и грузовых автомобилей, систем навозоудаления, доильных аппаратов на животноводческих фермах. Словом, держал на контроле все процессы по обслуживанию сложной совхозной системы.
В те годы у нас был достаточно внушительный парк техники – 45 зерновых комбайнов, 126 колёсных и гусеничных тракторов, порядка 80-ти автомобилей. И нужно было проконтролировать, чтобы все они содержались в порядке и не подвели в разгар посевной или уборочной.
Между совхозами регулярно проводились соцсоревнования по хранению техники. Члены районной комиссии ездили по совхозам и смотрели готовность машин к полевым работам. В одних хозяйствах результаты были лучше, в других – хуже. Это давало соревновательный стимул, так как отстающие после оглашения результатов стремились «подтянуться» и выбиться в передовики.
Нередко Астраханский совхоз приходил на помощь другим хозяйствам. Например, в осенний период 7-10 наших комбайнов отправлялись во Владимиро-Петровку на уборку риса. Кстати, петровцам тогда помогали не только мы – со всего края туда сгонялась техника. Тракторов и комбайнов там было просто невероятное количество!
Совхоз охотно перенимал передовой опыт «соседей» и применял его на практике. Помню, как в 1979 году нас отправили в командировку в Хасанский район знакомиться с технологиями заготовки сена при плохих погодных условиях. Нас провели в просторное помещение для сушки сена, оснащённое современной по тем временам вентиляционной системой. Сено, которое там хранилось, не теряло своих полезных свойств и идеально подходило для кормления телят.
В те годы Астраханский и Ильинский совхозы входили в трест «Свинопром», поэтому основным направлением работы было животноводство. Поголовье в нашем совхозе было большое. Дойное стадо коров составляло две с половиной тысячи, телят – около двух тысяч. В Спасский мясокомбинат ежедневно уходили по две-три машины с говядиной и свининой. А на местный молочный завод все три отделения совхоза отправляли по машине с молоком.
Жизнь в совхозе кипела. Совхоз не только предоставлял рабочие места, но и следил за инфраструктурой села Астраханка – вкладывал деньги в оснащение и ремонт нескольких детских садов, яслей, клуба, содержал в порядке дороги.