Александр Сафонов. «Не переживай. Всё будет хорошо. Я вас люблю!»

Это были последние слова, которые сказал 35-летний снайпер-разведчик Александр Сафонов своей супруге Ольге, отправляясь на очередное задание. Больше она его никогда не слышала.

Большую часть своей жизни Александр провёл в ханкайском селе Троицкое. Здесь он родился и вырос. Как и у любой среднестатистической сельской семьи в 90-е годы, у Сафоновых было большое хозяйство, и единственный сын всегда помогал родителям с ним справляться. Парень с детства был приучен к труду. В период школьных каникул, а порой и просто в свободное от учёбы время, умудрялся подрабатывать на совхозных полях, иногда даже помощником комбайнёров. Возможно, именно этот первый опыт работы с сельскохозяйственной техникой и стал основой его решения отучиться на автомеханика в местном училище. Получив профессию, Александр Сафонов вернулся в Троицкое и устроился работать в уже знакомый ему совхоз.

Здесь же он познакомился со своей будущей женой. Точнее, они знали друг друга с самого детства. Девушка жила в посёлке Смоляниново Шкотовского района, а на каникулах гостила у родственников в Троицком. Ольга уже была студенткой, когда в очередной раз приехала к бабушке и летним вечером на дискотеке встретила давно знакомого Сафона, как его многие называли. Тогда повзрослевшие молодые люди посмотрели друг на друга по-новому и в скором времени стали встречаться, а два года спустя сыграли весёлую деревенскую свадьбу.

Вскоре у молодожёнов родился первенец – Виталик. Со временем супруги перебрались в районный центр. Ольга устроилась работать в одно из местных сельскохозяйственных предприятий, а Александр вахтовым методом зарабатывал на стройках. Незадолго до рождения второго сына Александр решил подыскать работу поближе к дому, чтобы больше времени проводить с семьёй. Такая нашлась в Алексеевке, где в тот период строилась вторая очередь животноводческого комплекса. В 2019 году родился младший сын Сафоновых Степан. По словам Ольги, её супруг просто не мог надышаться им.

Александр Сафонов старался во всём быть примером длят своих сыновей Виталия (справа) и маленького Стёпы

– Виталик у нас к тому времени был уже подростком и не особо любил все эти родительские нежности, а вот для Стёпушки папа был целым миром. Собственно, как и Стёпушка для папы, – с нежностью говорит она. – Сложно передать словами эту невероятную связь между ними. Они просто не могли друг без друга – вместе ели, спали, играли, проводили время на природе. Папа приучал сына к рыбалке. Даже когда Саша был на работе, Стёпа постоянно звонил ему, что-то показывал, рассказывал.

Многие люди, которые знали Александра Сафонова, характеризовали его как настоящего русского мужика. Высокий, крепкий, с волевым характером. Он всегда старался быть примером для своих сыновей. Это касалось и взгляда на жизнь, и отношений с окружающими, и каких-то мужских дел в быту, и чувства патриотизма. Когда началась специальная военная операция, Александр долго сомневался, советовался с семьёй и друзьями, которые уже успели побывать в зоне боевых действий, но в конечном итоге всё же решил отправиться на передовую.

В октябре 2023 года он подписал контракт и поехал на учения в Хабаровск. Изначально его готовили в помощники гранатомётчика, но во время занятий командование заметило в нём качества, присущие настоящему разведчику, поэтому на фронт он отправился уже как снайпер-разведчик.

– Все мы очень тяжело переживали разлуку с папой, – с тоской говорит Ольга. – Особенно тяжело было Степашке. Он сильно скучал. Часто просил позвонить папе, делал для него фотографии, записывал видео. Например, соберёт конструктор или нарисует что-нибудь и тут же просит меня сфотографировать и отправить папе, чтобы тот оценил. Для него всегда было очень важно, что скажет папа.

Новый 2024 год Сафоновы впервые отмечали вдали друг от друга. А в первых числах января Александр перестал выходить на связь. Родные гнали от себя дурные мысли и всеми силами пытались найти своего бойца. И, к большому счастью, это случилось. Он сам позвонил: «Оль, я ранен», – робко произнёс голос на том конце трубки.

На Александра Сафонова упал снаряд с зажигательной смесью, и он едва не сгорел заживо. Избежать этого помогли тёплая одежда и боевые товарищи, которые успели оттащить его из образовавшейся горящей воронки. В итоге сильно обгорели лицо и кисти. После госпиталя ему дали небольшой отпуск по ранению, чтобы восстановиться и побыть с родными.

Домашние отмечали, что Александр сильно изменился после этой командировки. Повидав все ужасы войны, он стал с особым трепетом относиться к детям, к жене. Ловил каждый момент, проведённый с ними. Было очевидно, что разлука даётся ему очень тяжело. Он даже как-то обмолвился, что не станет продлевать контракт. Но, как это часто бывает, отпуск очень быстро пролетел, и ему пришлось возвращаться на передовую.

– Мы отвозили Сашу в часть вместе со Стёпой, – с дрожью в голосе продолжает Ольга. – Они оба до последнего не хотели расставаться. Когда подъехали к воротам, с территории части уже выезжала машина, которая везла парней в аэропорт. Поняв, что папу нужно отпускать, сын расплакался. Кто-то из сидевших в кузове очень бодро сказал: «Не переживайте, вернём вашего папку в целости и сохранности», а когда увидели слёзы на глазах Саши, в воздухе мгновенно повисла тишина. Мы просто плакали и смотрели друг другу вслед.

Даже в разлуке Сафоновы всегда были вместе. Созванивались, обменивались фотографиями, видео. 6 апреля он позвонил супруге в последний раз, предупредил, что отправляется на задание. Две недели спустя сослуживец Александра по его просьбе прислал Ольге его фотографию и сообщил, что с ним всё в порядке. А дальше снова тишина… и страшные муки неизвестности.

Эту фотографию Ольге прислал сослуживец мужа. На ней она в последний раз видела Александра живым

На связь он так и не вышел. Погиб при исполнении воинского долга. Как стало известно позже, после успешного выполнения боевого задания разведгруппу вычислили противники и направили в их сторону дрон с почти таким же снарядом, которым Александр был ранен первый раз. Только на этот раз выжить никому не удалось. Погибла вся группа.

– Уже полгода прошло, а я до сих пор не могу набраться смелости и сказать маленькому Стёпе, что папа больше никогда не вернётся домой, – не сдерживая слёз, произносит убитая горем вдова. – Ведь он до сих пор ждёт папу. Мы всё ещё делаем фотографии, чтобы поделиться с ним успехами… Уверена, папа гордится своими сыновьями. Только вот сказать им это он уже никогда не сможет.