Собираясь выйти из дома, мы предварительно смотрим прогноз погоды, чтобы скорректировать свои планы. Взять с собой зонтик или же отдать предпочтение шляпе от солнца, одеться потеплее, чтобы не простудиться, или оставить куртки и свитера дома? В переменчивом мире погодных явлений ханкайцам помогают сориентироваться специалисты озёрной метеостанции «Астраханка». В рамках редакционного проекта «Взгляд изнутри» мы более подробно познакомились с их деятельностью, которая заключается в проведении метеорологических, агрометеорологических, гидробиологических, озёрных наблюдений, а также наблюдений за испарениями с водной глади.
Знакомство с метеорологами
Приехав на место, я увидела небольшой уютный домик, утопающий в цветах. А вокруг – достаточно обширный участок (идеально подстриженный), на котором располагается огороженная площадка с какими-то непонятными приспособлениями и бассейном, колодец и хозяйственные помещения.
Меня встретили начальник метеостанции Полина Пенчук, техник-метеоролог Галина Цыганок и техник-агрометеоролог Марина Виноградова. У остальных сотрудников – старшего техника-метеоролога Галины Дмитриенко и техника-метеоролога Светланы Кияшко – в тот день был выходной после ночной смены.
– Да, действительно, трудовой день на станции не заканчивается никогда, – рассказывает руководитель учреждения Полина Пенчук. – Каждые три часа нам нужно проводить наблюдения за погодными явлениями – облачностью, видимостью, температурой воздуха и почвы на разных глубинах, уровнем влажности. Все эти данные объединяются в метеорологическую сводку и направляются в Примгидромет.
Все показатели сотрудники метеостанции для удобства зашифровывают и заносят в специальные тетради. Мне показали несколько увесистых фолиантов с кодами для передачи данных гидрологических и приземных метеорологических наблюдений. Для стороннего человека их содержимое – это беспорядочный набор цифр, ну а для метеорологов всё просто и ясно.
– Вот эта цифра обозначает индекс станции, эта – код облачности. А здесь отмечены точка росы, скорость ветра и температура воздуха, – попытались объяснить мне порядок ведения своих записей сотрудники метеостанции. – На самом деле, это несложно. А вот мы вам покажем ещё одну интересную книжку, которая нам помогает в наблюдении за облаками. Вы часто любуетесь облаками?
– Только во время красивых закатов, – отвечаю я.
– Ну а мы – каждые три часа.
Передо мной оказался иллюстрированный облачный атлас, заглянув в который можно распознать, какие виды облачности присутствуют на небосводе в данный момент и не являются ли они тревожными признаками скорой непогоды. До этого момента я даже не представляла, что существует более 300 видов облаков. И каждый из них имеет звучное название на латинском языке. Например, перистые облака называют циррусами, слоистые – стратусами.
Эти исследования важны и нужны
Работа на метеостанции идёт по строгому графику и расписана по часам и минутам. Вся программа наблюдений за природными явлениями проходит на метеорологической площадке, по которой для меня была организована познавательная экскурсия. Здесь находятся несколько приборов – бокс АМК с автоматизированными датчиками температуры и относительной влажности воздуха, механический осадкомер и осадкомерные баки, оголённый участок почвы с термометрами для измерения её температуры, испаритель и бассейн.
Дважды в сутки проводятся наблюдения за испарениями с водной поверхности бассейна и испарителя. Испаритель представляет собой круглый бак глубиной 80 сантиметров, в который заливается вода. Утром и вечером метеорологи измеряют в нём уровень воды и отмечают, на сколько миллиметров вода испарилась за 12 часов под воздействием солнца или ветра.
Такие же исследования проводятся в двухметровом испарительном бассейне, который является гордостью работников метеостанции.
– Наш бассейн – единственный и уникальный во всём Приморье. Ни на одной метеорологической станции края подобных бассейнов нет, так как только мы проводим наблюдения за испарениями, – подчеркнули метеорологи. – Это необходимо для наиболее точного прогнозирования погоды и климатических явлений.
Четыре раза в день в бассейне и испарителе измеряется температура воды, а также производятся наблюдения за скоростью ветра.
В 16.00 специалисты оценивают уровень радиации в воздухе. Но так как я приехала на метеостанцию утром, то метеорологи любезно согласились провести внеочередной замер, чтобы показать, как это происходит. «Вооружившись» дозиметром, мы с техником-метеорологом Галиной Цыганок отправились к специальному столбику, предназначенному для измерения уровня радиации. Дозиметр разместился на столбике и спустя минуту одобрительно пискнул, вынеся утешительный вердикт: радиация находится в пределах нормы.
– В 2011 году, когда произошла авария на Фукусиме, мы тоже измеряли радиацию несколько раз в день. К счастью, вредные выбросы с атомной станции из-за направления ветра не дошли до Приморья, – объяснила Галина Николаевна.
Ещё одно важное направление работы – проведение агрометеорологических исследований за ростом растений. Интересно, что за метеостанциями, расположенными в разных районах, закреплены определённые культуры. Где-то уделяют повышенное внимание, например, кукурузе или ранним зерновым. Ну а ханкайский агрометеоролог Марина Виноградова наблюдает за дикоросами – липой и ивой, а также за картофелем, свёклой, огурцами, овсом и соей на разных этапах их развития.
– Исследования проводятся каждые два дня с момента посева до стадии уборки, – рассказала Марина Александровна. – Все стадии развития культурных растений я записываю в журнал. В нём обозначены даты всходов, появления первых листиков, цветения, созревания плодов. Конечно же, для этого я каждые два дня выезжаю в поля на разные участки.
– А как вы оцениваете урожай этого года? – спрашиваю у специалиста, припомнив продолжительные летние дожди.
– Овёс погиб почти полностью, ну а сою ещё не начали убирать. Хотя вряд ли стоит ждать высокого урожая, так как в этом году были очень сложные погодные условия. Прохладная весна и последующие дожди негативно повлияли на культуры. За лето мы четыре раза отправляли во Владивосток штормовые телеграммы, отмечая сильное переувлажнение верхних слоёв почвы.
– А для чего нужны эти исследования?
– В первую очередь они необходимы сельхозтоваропроизводителям. Они обращаются на метеостанцию за соответствующими справками, чтобы подтвердить вымокание растений и гибель урожая. Кроме того, мы направляем образцы почвы на лабораторный анализ. Там их проверяют на наличие пестицидов, гербицидов и других вредных химических веществ. Эта информация тоже полезна для тех, кто занимается сельским хозяйством.
Марина Александровна рассказала, что когда в полях аграрии высеивают сою, то влажность почвы приходится оценивать три раза в месяц. В специальные ёмкости агрометеоролог собирает образцы почвы с разных глубин (от десяти сантиметров до метра), взвешивает, помещает в лабораторный сушильный шкаф и затем проверяет уровень воды в каждом слое. Когда соя созревает, эта работа прекращается.
В центре внимания – Ханка
На метеостанции пристально следят за поведением самого большого и капризного водоёма в Приморье. Ханка не даёт им скучать. И в бурю при сильной волне, и в снегопад метеорологи выходят к озеру и проводят свои исследования. Ежедневно в 8 утра и в 20.00.
На озере находятся два гидрологических поста – это пункты, оборудованные приборами для проведения систематических наблюдений за уровнем и прозрачностью воды, её температурой, волнениями и ледовыми явлениями. Первый пост находится здесь же, на территории Астраханской озёрной станции, второй – в Турьем Роге, где работает гидрометеонаблюдатель Маргарита Бадеева.
Для того чтобы наглядно показать, как проводятся наблюдения за озером, метеорологи провели меня к гидрологическому посту. Я ожидала увидеть на берегу какое-то здание, но нет. Пост представляет собой несколько столбиков с делениями, установленных в воде в метре от каменистого пляжа. Внутри одной из реек находится ещё и термометр. Достав его, мы выяснили, что температура воды составляет 21оС.
– Береговая линия озера постоянно меняется, так как уровень воды значительно поднялся за последние годы, – рассказали метеорологи. – Раньше гидропост был во-о-он там. Летом работать не так сложно, надели резиновые сапоги – и вперёд. Зимой же приходится периодически переустанавливать метеосваи, так как ледяные торосы всё сдвигают. А раньше ходили в Ханку за километр и, чтобы измерить глубину, бурили отверстие во льду.
Когда-то исследования в Ханке проводились и на большей глубине, а не только в прибрежной полосе. Для этого использовался катер «Орион». Но с 2022 года катерные наблюдения отменили. Хотя катер и сейчас находится на балансе метеостанции, дожидаясь лучших времён. За ним бережно ухаживают и содержат в рабочем состоянии, «на ходу».
Ещё на двух участках озера – в Астраханке и в селе Троицкое – метеорологи отбирают гидрологические прибрежные пробы. Стандартный объём таких проб – семь литров. Воду отправляют в лабораторию во Владивосток и там пробы анализируют на содержание ртути, тяжёлых металлов, гербицидов, пестицидов и других примесей, на содержание кислорода и рH
(водородного показателя). За лето такие пробы специалисты брали пять раз. Это своего рода мониторинг загрязнения озера.
Про оборудование и кадры
По словам метеорологов, для проведения исследований у них есть всё необходимое оборудование. Хотя для визуальной оценки природных явлений им не нужны термометры, барометры и датчики. Достаточно просто выйти на улицу, зафиксировать погоду, проанализировать данные и передать их в Примгидромет.
– В основном передача погодных показателей идёт через интернет, но при возникновении чрезвычайных ситуаций, например, поломки компьютера или отключения света, в ход идёт обычный телефон. Хотя на случаи перебоев с электроэнергией у нас имеется резервный блок питания. Его обычно хватает на 10-12 часов. Как-то зимой был сильный снегопад, приведший к обрыву проводов. Так мы почти сутки продержались на генераторе.
Но главную роль в работе службы погоды играет всё же не оборудование, а именно люди. А специалистов, конечно же, не хватает. Пять человек для выполнения такого громадного объёма работы – это очень мало. Но, тем не менее, синоптики справляются. И настолько успешно, что в этом году Астраханская метеостанция была признана лучшей гидрологической станцией края в конкурсе на лучшее сетевое подразделение.
Специальная комиссия оценивала работу станций по различным показателям, начиная с выполнения плана гидрометеорологических наблюдений и заканчивая порядком на метеоплощадке и в рабочих помещениях. И в результате деятельность ханкайских метеорологов была высоко оценена.
– К нам периодически приходят люди, но редко кто задерживается надолго. Многие же думают, что у нас работа непыльная, дескать, сидят метеорологи в кабинете и ничего особо не делают. А когда люди понимают, что их ожидания противоречат реальности, и это непростой кропотливый труд, то уходят, – подытожили работники метеостанции. – Так что метеорология – род деятельности, подходящий не всем. Основной «костяк» у нас – это те, кто уже проработал по 10-20 лет. Хотя мы будем очень рады новичкам, даже не имеющим соответствующего образования. Приходите, пробуйте, всему научим!