25-летний Роман Харченко из Новокачалинска всегда любил пощекотать нервы. Плавал на экстремально длинные дистанции, работал на большой высоте. Не удивительно, что он решил рискнуть, отправившись на специальную военную операцию. Только вот домой он больше не вернулся.
Парень родился в посёлке Сибирцево Черниговского района. Был младшим ребёнком в многодетной семье, но прожил в ней недолго. Когда мальчику едва исполнилось шесть лет, его мама умерла. Старших сестёр и брата забрали отцы. А маленького Рому забрать было некому. В свидетельстве о его рождении в графе «отец» стоял прочерк, поэтому всё сводилось к тому, что он отправится в детский дом. Возможно, так бы и произошло, если бы об этой истории не узнала Елена Бирюкова из Новокачалинска.
– Мне позвонил бывший муж и сообщил, что его родной сестры не стало, – вспоминает Елена Михайловна. – Я сама – мама троих детей, поэтому первым делом, конечно же, спросила: «А как же дети?». Выяснилось, что младшего готовят к отправке в детский дом. Но я не могла допустить этого.
Как оказалось, Елена Бирюкова знает о тяготах жизни в детском доме не понаслышке. Она осталась сиротой в пятилетнем возрасте и до десяти лет воспитывалась в специализированном учреждении для несовершеннолетних. К счастью, нашлись неравнодушные люди, которые удочерили её и смогли заменить родителей. Спустя годы она сама оказалась на их месте. На тот момент Елена Михайловна одна воспитывала троих сыновей и понимала, что поднять на ноги четверых будет совсем не просто. Но несмотря на предостережения родных и близких, которые пытались её отговорить, женщина всё же решилась взять Романа под опеку.
– Я, как сейчас, помню эти напуганные глаза, полные надежды, когда он посмотрел на меня и дрожащим голосом произнёс: «А можно ты будешь моей мамой?» – с трепетом вспоминает Елена Бирюкова. – Я тогда крепко обняла его и сказала: «Конечно! Теперь ты мой сынок».
Поначалу с ним было непросто. Мальчик, жизнь которого кардинально изменилась буквально за неделю, был немного диковат. Он сторонился чужих людей, был немногословен, несколько замкнут в себе. Но со временем его детское сердечко оттаяло, и на лице стала появляться искренняя улыбка. Роман Харченко стал полноценной частью семьи Елены Бирюковой, а её сыновья считали его родным братом.
У парня была особенная любовь к Ханке. Он просто обожал плавать и проводить время на озере. Причём не важно, проходило это время в компании друзей, братьев или в одиночестве. Кстати, эта любовь случилась не сразу. Поначалу Роман даже войти в воду боялся, а спустя годы стал плавать на длинные дистанции. Однажды он признался маме, что сумел доплыть до Платоно-Александровского. Она, конечно, была не в восторге от услышанной новости. Расстояние до этого села приличное, да и идея эта была весьма рисковой.
В школе Роман Харченко учился без особого энтузиазма. Уроки он не прогуливал, но ходил на них преимущественно не за знаниями, а для того, чтобы пообщаться с друзьями. А вот физкультуру любил и на спортивные соревнования всегда ездил с удовольствием. После девятого класса он пошёл учиться в местное училище на автомеханика и, нужно отметить, окончил его без единой тройки. А дальше была армия. Ханкайский парень служил в Хабаровске, в войсках ПВО.
После демобилизации у Романа появилось большое стремление помогать семье материально. Он ездил с друзьями в тайгу, чтобы заработать на сборе кедровых шишек, работал во Владивостоке мойщиком окон в высотках. Но в городе он так и не прижился. Решил вернуться в ставший ему родным Новокачалинск и попробовать себя в сфере сельского хозяйства. Взял кредит, арендовал землю, технику и посадил картофель. Но год выдался неурожайным, поэтому начинающий бизнесмен «прогорел».
В августе 2022 года Роман Харченко решил отправиться на специальную военную операцию. Он не спешил сообщать матери о своём решении, понимая, что она будет против, ведь на тот момент Елена Бирюкова переживала гибель старшего сына. В итоге за день до отправки в зону боевых действий просто поставил её перед фактом.
Будучи на передовой, Роман старался почаще звонить матери, чтобы не давать ей повода для беспокойства. В разговорах всегда говорил, что у него всё хорошо. А вот с братьями делился горькой правдой. От них Елена Бирюкова узнала, что её младшего сына сослуживцы называли Маэстро. И этот позывной был выбран неслучайно. Так получилось, что однажды Роман и несколько его сослуживцев оказались в лесополосе без еды и оружия. Им приходилось в буквальном смысле выживать. Тогда молодой ханкаец, который любил рисковать, решил взять инициативу в свои руки. Ночью он пробрался во вражеское укрытие и сумел стащить у них оружие и паёк. В какой-то момент враги заметили воришку и открыли по нему огонь. Но, несмотря на огромный риск, ему удалось убежать. С тех пор его и прозвали Маэстро – он воевал и совершал невероятные поступки под автоматные очереди, которые напоминали барабанную дробь.
Роман Харченко пробыл на спецоперации два года. За это время он так и не сумел приехать в отпуск. Не отпускали – замены не было. Ханкайский парень действительно был очень разносторонним бойцом. Он начинал воевать в ремонтном батальоне, затем вошёл в состав экипажа боевой машины. В последнее время перешёл в штурмовую группу, которой доверяли самые рисковые и ответственные задания. Одно из таких стало для Романа Харченко роковым.
В одном из своих последних голосовых сообщений, которое дала прослушать Елена Михайловна, он говорит: «Мамулечка, ты не переживай, у меня всё хорошо. Я одет, обут, накормлен, не мёрзну. У тебя нет повода для волнения». Это сообщение было наполнено нежностью и заботой. Оно очень ярко демонстрировало взаимоотношения Романа с его приёмной мамой. Их взаимная любовь и эмоциональная привязанность были очевидны.
– Я не знаю обстоятельств гибели своего сына, – с болью говорит Елена Бирюкова. – Но я уверена, что он сражался до последнего вдоха и погиб, как настоящий герой. Знаете, бывают дети, которые зарождаются в теле, а бывают дети, рождённые в сердце. Так вот Рома – этой мой ребёнок из сердца, и он останется в нём навсегда.