Легко ли работать в «удойном» отделе?

Молоко и молочные продукты – это всем нам привычные товары, широкий ассортимент которых имеется в любом продуктовом супермаркете. А в путешествие от агрофермы до магазина «молочку» отправляют люди, в задачу которых входит уговорить бурёнку не жадничать и поделиться с ними молоком. О том, как проходит этот непростой процесс, нам рассказала старший оператор машинного доения доильно-молочного блока ООО ХАПК «Грин Агро», жительница села Ильинка Светлана ЗОТОВА.

В «Грин Агро» Светлана работает с 2017 года. Устроилась на предприятие по совету подруги, которая тоже в то время работала старшим оператором машинного доения.

– Я подумала, а почему бы и нет? В Ильинке я такую работу днём с огнём не нашла бы. А ведь надо было ставить на ноги двоих детей, – рассказывает Светлана Викторовна. – И впоследствии я не пожалела об этом решении. Зарплата достойная, условия труда очень хорошие, коллектив дружный. Конечно, поначалу было сложно привыкнуть к напряжённому режиму работы, особенно к ранним подъёмам, но постепенно втянулась.

Рабочий день в доильно-молочном блоке начинается в 6.15 утра. Именно в это время проходит подготовка к дойке – работники проверяют наличие пенных средств для обработки вымени и промывают фильтры доильного оборудования. Следующий этап – обработка пеной вымени коровы и непосредственно дойка.

Процесс «изъятия» молока достаточно «долгоиграющий», так как за день необходимо подоить около трёх тысяч бурёнок. Первая дойка продолжается с 6.30 до 12.30, после чего операторы машинного доения делают перерыв на обед. А в это время в доильных залах проходит промывка оборудования и стерилизация аппаратов. С 14.30 до 18.30 – послеобеденное доение. Ну а затем эстафету принимает ночная смена, а «дневные» работники идут в душ, переодеваются и отправляются домой отдыхать после напряжённого дня.

Как организована работа операторов? Дойка коров проходит двумя способами (в зависимости от типа доильных установок) – «карусель» или «параллель». «Карусель» – это инновационный доильный зал, где находятся вращающиеся платформы. Коров загоняют на эти платформы, и животные катаются по кругу от одного оператора к другому. Обязанности же операторов чётко распределены: один смазывает корове вымя специальным средством, другой сдаивает, третий вытирает подтёки молока салфетками, четвёртый подключает оборудование, а пятый обрабатывает вымя антисептическим раствором после дойки.

На «параллели» работать сложнее, так как здесь коровы стоят на одном месте, а оператору приходится бегать между ними и одному выполнять тот объём работы, который на «карусели» распределён между пятерыми. Правда, на «параллели» и бурёнок в секции немного – всего четыре.

– На «карусели» 2300 дойных коров, а на «параллели» – 700. Конечно, к такому количеству животных нужно привыкнуть. Новички поначалу теряются и, бывает, делают ошибки. Например, выпускают всех коров одновременно из секций. Коровы видят, что дверцы открыты, и сразу же выходят. Даже те, которые в это время доятся, – объясняет оператор машинного доения. – Здесь очень важна дисциплина. Новым работникам мы напоминаем о важности соблюдения протокола рутины доения, так как все коровы привыкли к определённому распорядку дня. Они знают даже очерёдность своего выхода на дойку. Любые изменения, по незнанию привнесённые новичками, могут выбить животных из колеи и тем самым нарушить выработанную годами систему.

За семь лет на предприятии наша героиня прошла путь от стажёра до старшего оператора. В её обязанности входит ведение документации, контроль за своей сменой, измерение уровня полученного за день молока в приёмных танках-охладителях. Ну и, конечно же, она помогает операторам в работе как на «карусели», так и на «параллели».

По словам Светланы Зотовой, основные качества, которыми должен обладать оператор машинного доения, – это любовь к животным, терпеливое к ним отношение. Агрессия и крики здесь недопустимы. Даже если коровы ведут себя нервно, сбрасывают доильные аппараты или не дают их подключить (что частенько с непривычки бывает у молодых коровок, которые лишь недавно отелились), то оператор должен сохранять хладнокровие. Главное – не показать животному своё неудовольствие. Порой достаточно лишь погладить корову по спине или сказать ласковое слово, чтобы она успокоилась.

– В особо сложных случаях справиться с проблемными подопечными нам помогают подгонщики. Они держат животное, а оператор в это время подключает доильный аппарат, – рассказывает Светлана Викторовна. – Среди коров есть особы с характером, так что к каждой нужно подобрать свой ключик. Но всё же приятнее работать со спокойными животными. Помню, у меня была любимица – Цыганка. Окрас у неё был необычный, тёмно-шоколадный, и даже вымя тёмное. Спокойная как танк и очень любила конфеты.

Светлана Зотова призналась, что свою работу она не променяет ни на какую другую. Ведь, заглянув в магазин, она видит на прилавках результаты своего каждодневного труда – молоко, творог, сметану, сливочное масло, сыры и другую продукцию. Чем не повод для гордости?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *