Соцработник: и друг, и помощник, и психолог

В рамках проекта «Взгляд изнутри» журналисты газеты «Приморские зори» продолжают знакомить своих читателей с нюансами работы представителей различных профессий. Сегодня мы расскажем вам о том, как проходят трудовые будни социального работника, и попробуем разобраться – каждому ли по плечу этот род деятельности или же есть какие-либо «противопоказания»?

Чтобы добиться полного погружения в тему, я провела несколько часов с Ольгой Александровной Быльдиной – соцработником отделения социального обслуживания на дому по Ханкайскому округу. В девять утра мы с ней встретились возле аптеки в центре села Камень-Рыболов. «Место встречи изменить нельзя», – с иронией скажете вы, но дело в том, что утро у социального работника начинается с выполнения заказов его подопечных. А в тот день первым заказом в длинном списке стала аскорбиновая кислота и некоторые другие лекарства.

Следующий пункт назначения – магазин с товарами для садоводства и огородничества, где нужно было приобрести семена определённого сорта моркови. Как оказалось, это довольно сложная задача. Пришлось обойти несколько торговых точек, так как в одних магазинах таких семян не было вовсе, в других они были, но зато «кусалась» цена. Наконец, нужный сорт был найден и куплен. На этом заказы не закончились. Одна из обслуживаемых пенсионерок попросила Ольгу Александровну купить ей журнал с филвордами (филворд – одна из разновидностей кроссворда. Прим. ред.). Отправились на почту, но, к сожалению, нужного журнала там не оказалось.

«Может, подойдёт обычный кроссворд или сканворд?» – вношу резонное предложение. Но этот вариант соцработник отмела сразу, ведь её подопечная предпочитает решать именно филворды. В итоге Ольга Александровна пересмотрела весь ассортимент и на свой страх и риск выбрала подходящий журнал.

Так, в походе за покупками и пролетел наш первый рабочий час. Посмотрев на часы, Ольга Александровна ахнула. Время поджимает, а ведь нужно ещё успеть зайти в МФЦ, чтобы оформить получательнице соцуслуг, обладающей статусом «дети войны», субсидию на получение твёрдого топлива. К счастью, процесс подачи соответствующего заявления в многофункциональном центре не занял много времени, и уже буквально через двадцать минут мы с соцработником вновь пустились в путь.

Далее нам предстояло по просьбе получателей соцуслуг поставить в местном храме свечку за благополучное окончание намеченного дела, передать показания счётчика за электроэнергию в ДЭК, закупить в супермаркете необходимые продукты – хлеб, несколько сдобных булочек и молоко. Успешно справившись с этой работой, мы отправились на улицу Мичурина, чтобы помочь одинокой пенсионерке управиться по хозяйству. По дороге разговорились. Оказывается, перед тем, как стать соцработником, Ольга Александровна сменила несколько профессий. Была воспитателем в детском саду, бухгалтером в нескольких учреждениях, контролёром в «Дальэнерго». Но нашла себя, почувствовала свою нужность людям, только когда устроилась в отделение социального обслуживания на дому.

– Да, эта работа очень ответственная и тяжёлая, как физически, так и морально, – призналась Ольга Быльдина. – У меня на обслуживании состоят девять человек, проживающие «на этажах» и в частном секторе. Сами понимаете, что такое частный дом. Это каждодневный труд, выполнять который пожилому человеку становится не под силу. Вот и нанимают люди соцработников, чтобы те подсобили по хозяйству. Тружусь в этой сфере тринадцатый год и уже привыкла. Самая сложная часть работы – физическая. Например, зимой попробуйка донеси вёдра с водой с другого конца улицы! Или, бывает, закупилась уже в магазине и несу пакеты с продуктами по адресу. И тут телефонный звонок вдогонку: «Купи, пожалуйста, ещё пять кило картошки». Вот непростые моменты.

Другой вопрос состоит в том, чтобы найти общий язык с подопечными. Ведь все они – пожилые люди со своими заболеваниями, проблемами, заботами. Поэтому не всегда соцработнику приходится рассчитывать на приветливую  встречу. В таких случаях лучший выход – расспросить о причинах плохого настроения, отвлечь, перевести разговор в позитивное русло. Первоначально ей психологически было непросто втянуться в социальную работу, думала, что здесь нужны стальные нервы. Но со временем многие из обслуживаемых стали для Ольги Быльдиной практически родными людьми.

Так, за разговором, подошли к  небольшому аккуратному домику в частном секторе. Нас встретила хозяйка Екатерина Станиславовна Бельченко, пригласив в дом. Там она приняла принесённые покупки, просмотрела чеки и расписалась в журнале учёта посещений и выполнения услуг. После наступила торжественная минутка вручения пенсионерке как обладательнице статуса «дети войны» поздравительной открытки к 9 Мая. Такие открытки для людей, волею судьбы оставшихся без родных и близких, ежегодно мастерят ханкайские школьники и относят в отделение соцобслуживания, а уже оттуда тёплые послания распределяются по адресам.

– Екатерину Станиславовну, конечно, нельзя назвать одинокой. У неё есть семья, дочь регулярно приезжает из города, помогает ей с огородом и по хозяйству, – объясняет соцработник. – Да и в целом она женщина крепкая и самостоятельная. Однако всё равно ей регулярно требуется помощь, когда дело касается физического труда. Например, чтобы принести воды в дом или дров из сарая, навести порядок.

Пока Екатерина Станиславовна рассказывала мне о своём непростом детстве, пришедшемся на годы войны, соцработник успела пропылесосить комнату, принести на кухню два ведра воды, дрова и аккуратно сложить их у печки, почистить лук. А также оказать дополнительную платную услугу – подмести застланное ковром крыльцо.

Да, соцработники оказывают как бесплатные услуги, так и платные. В перечне платных услуг содействие в обработке приусадебного участка, уборка двора от снега, ремонтные работы, стирка, глажение одежды и т.д.

Проверив у клиентки давление и убедившись, что с её здоровьем всё в порядке, соцработник начала заполнять журнал учёта посещений, внося в него все виды оказанных услуг за сегодня. После чего мы попрощались с Екатериной Станиславовной и отправились дальше. Нужно было помочь по хозяйству ещё нескольким обслуживаемым.

– График работы у нас с девяти до пяти, но не всегда получается ему соответствовать. Я же не могу бросить всё на полпути только потому, что у меня рабочий день закончился, – рассказывает моя собеседница. – Львиную долю времени занимает оплата квитанций на почте или выписка рецепта в больнице. Так что, бывает, прихожу домой и позже. Но всё равно мне нравится то, чем я занимаюсь. Это очень душевная профессия. Ведь я иду не на работу, я иду к людям. Они ждут меня, им требуются помощь и поддержка. А что может быть важнее, чем приносить людям пользу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *