В этом году исполняется 155 лет с того момента, как в Ханкайском районе начала развиваться почтовая связь. Первопоселенцы, прибывшие сюда на службу из разных регионов Российской империи, скучали по оставшимся далеко родным и близким и общались с ними, рассказывая о своём житье-бытье с помощью писем. А уже в советский период в жизнь ханкайцев прочно вошли радио и телефонная связь.
В 1868 году основная почтовая дорога от Хабаровска до Владивостока шла по реке Уссури. Позднее почта в Камень-Рыболов доставлялась из Хабаровска пароходом по озеру Ханка. Первоначально почту возили ямщики на вьючных лошадях. Из поста № 8 (с. Камень-Рыболов) почтовая тропа проходила вдоль берега озера Ханка до брода через реку Мо к посту № 9 (Камышовый). Позже эта тропа стала торговой дорогой, на которой возникли три села – Владимиро-Петровка, Андреевка, Старая Девица.
В ноябре 1873 года в Астраханке, в доме Василия Бочарникова, открылась первая почтовая станция. Первым её смотрителем был Стасевич. В декабре этого же года станция появилась и в Камень-Рыболове.
районного узла связи в 30 годы
После окончания Гражданской войны в Ханкайской волости, включавшей в себя Ханкайский и Хо- рольский районы, постепенно налаживалась связь. Почтовые отделения были в Камень-Рыболове, Хороле и Турьем Роге. Развивалась и телеграфная связь. В 1922 году оборудование телеграфа Камень-Рыболовского отделения связи (РОС) состояло из двух аппаратов Морзе. Остро стоял вопрос обучения кадров. Открывались курсы изучения азбуки Морзе, которые являлись обязательными для каждого квалифицированного связиста.
В начале 30-х годов почтовых отделений было мало, радио только-только вводилось. В Камень-Рыболове в конторе связи работало несколько человек. Там имелся аппарат Морзе для связи с Уссурийском и телефонный коммутатор с ручным вызовом. Начальником конторы был В.П. Троицкий.
В 1936 году были открыты почтовые агентства со сберкассами в сёлах Турий Рог, Новокачалинск, Комиссарово, Платоно-Александровское, Троицкое, Новоселище, Морозовка, Мельгуновка и на станции Камень-Рыболов. В середине 30-х годов местное радио доносило известия из Хабаровска и Москвы. Первая трансляция проходила в Камень-Рыболовском клубе. Он был заполнен, и хотя ка- чество передачи было не очень хорошее, но все слушали с огромным вниманием.
В 1940 году в райцентре открылась телефонная станция. В 1948 году по ул. Решетникова в Астраханке оборудован радиоузел. Радио вошло в каждый дом как замечательное достижение науки и техники. Первым диктором местного радио была М.Е. Безрукова (40-е гг.), позднее – К.Н. Буткеева, Н.А. Баранова.
В 1948–1949 гг. телефонисты-линейщики дважды завоёвывали первенство и переходящее Красное Знамя Крайкома и Крайисполкома. Грамотами министерства связи отмечен труд И.Г. Евтушенко. Рационализатор, замечательный человек и работник – таким знали его друзья и товарищи по труду.
К 1954 году были телефонизированы машинно-тракторные станции (Астраханская, Ильинская и Новокачалинская), колхозы в сёлах Рассказово и Турий Рог, радиофицированы колхозы в Новоселище, Дворянке, Пархоменко, Кировке и Рассказово. Количество радиоточек было увели- чено на 578 единиц.
С 1965 по 1968 гг. в сфере связи произошли значительные перемены. Повсеместно введены АТС вместо ручных телефонов, открыты новые почтовые отделения во Владимиро-Петровке и Майском, три передвижных отделения связи для населённых пунктов, не имеющих стационарных почтовых отделений. Количество радиоточек возросло до 4421. Все предприятия и учреждения района были обеспечены междугородной связью.
В 1971 году хорошо потрудился коллектив Камень-Рыболовского эксплуатационно-технического узла связи. План телефонизации был выполнен на 150%, лучшими связистами были признаны Л.М. Ерышев, Л.Г. Пономаренко, С.О. Гоманенко. В этом же году введены в эксплуатацию новые по- мещения отделения связи в сёлах Платоно-Александровское, Троицкое, Первомайское.
Начальник узла связи М.М. Грицак в 1972 г. на 11-й сессии районного совета доложил, что за год доставлено 8 млн 450 тыс. экземпляров печати, 2 млн 396 тыс. письменной корреспонденции, 184 тыс. 400 телеграмм, выдано 64 тыс. 479 посылок, прошло 83 тыс. 760 междугородных переговоров. Лучшие отделения связи – Троицкое, Платоно-Александровское, Камень-Рыболовские № 3 и № 4.
К 1973 году в районе были установлены 5603 радиоточки. Район полностью радиофицирован и телефонизирован.
В 90-е годы многое поменялось. Началось сокращение рабочих мест, из-за дороговизны резко сократились почтовые отправления, подписка на газеты и журналы. Переломить ситуацию с почтовой связью удалось начальнику почтовой связи Л.Г. Баскаковой – человеку сильному, волевому. Благодаря ей появились новые услуги для населения – приём оплаты за электроэнергию, реализция товаров пенсионерам в кредит, ксерокопирование, отправка электронной почты и многое другое. В новые помещения были переведены почтовые отделения в Комиссарово, Владимиро-Петровке, Новоселище, Турьем Роге. Капитально отремонтировано здание почты в Новокачалинске.
технического узла связи
В 2000 году в районе – 2 тыс. 940 телефонных номеров. Вырос объём междугородных и меж- дународных переговоров. Введён в эксплуатацию Интернет, но пользование им ещё не стало массовым. В 2002 году в связи работало 42 почтальона, которые зани- мались доставкой коррес- понденции.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валентина Марковна КОМКОВА, с. Камень-Рыболов:
– Практически всю свою жизнь я проработала в телефонной связи. 20 марта 1954 года я, семнадцатилетняя девчонка, устроилась на телефонную станцию ученицей телефониста. Так начался этот трудовой путь длиной в сорок лет.
Районная контора связи находилась на улице Милицейской. А я жила в Астраханке. И вот помню, как летом ходила на работу по берегу Ханки, а зимой – по льду. Расстояние приходилось преодолевать внушительное. Проработала чуток и попала под сокращение. И тогда начальник районного узла связи Степан Васильевич Никифоров устроил меня на почту. Кстати, надо сказать, в то время и почта, и телефонные станции, и телеграф относились к одному ведомству.
Одно время даже пришлось поработать в ларьке на Камень-Рыболовской железнодорожной станции. Я продавала газеты, принимала заказные письма, носила в вагоны поезда корреспонденцию. Но это продолжалось всего пару месяцев, потом меня вновь приняли на телефонную станцию. Спустя время «дослужилась» до старшей телефонистки. Мне нужно было отвечать за коммутатор, контролировать работу всех телефонистов, составлять отчётность. Кроме того, как член президиума крайкома профсоюза я постоянно ездила на конференции профсоюза работников связи, что являлось дополнительной нагрузкой.
Когда я только начинала, в нашем узле связи имелся лишь один коммутатор – устройство для ручного соединения абонентских, местных и междугородних линий. К нему было подключено около ста телефонных номеров. При поступлении сигнала загоралась вызывная лампочка. А мы, телефонисты, были связующим звеном при телефонных переговорах. Уходила на пенсию я в 1995 году. Тогда было задействовано уже четыре коммутатора, а количество абонентов снизилось в разы.
Какой был у нас график работы? На телефонной станции в смене трудилась бригада из четырёх человек. В первый день смена работала с 14.00 до 21.00, во второй – с 9.00 до 14.00. Затем выходили в ночь – с 21.00 и до девяти утра. И после три дня отдыхали. За месяц каждой телефонистке нужно было отработать не менее 160 часов. Если получалось хоть на час меньше, то приходилось работать сверхурочно.
Конечно, поначалу было очень сложно влиться в такой непростой трудовой ритм, справляться с нагрузкой. Но
со временем привыкла, да и работа стала мне нравиться. Когда набралась опыта, ко мне начали направлять новичков-связистов, чтобы учила их всем премудростям.
Труд телефонистки в целом рутинный. Но был случай, как в мою смену суматоха поднялась. Работаю себе спокойно, и вдруг сигнализация как «завопит»! Я сильно перепугалась, думала, что воры лезут, чтобы кассу
нашу опустошить. Вызвала милицию. Те приехали, всё проверили, но ничего не обнаружили.
В свободное время, да было ли оно у нас, мы продолжали трудиться на благо Родины. Только уже с лопатами и мотыгами в руках. Загружались в машину и отправлялись в подшефный Новоселищенский совхоз. Заготавливали сено, пололи огурцы и свёклу, копали картошку.
Коллектив у нас был очень славный, дружный. Даже на пенсию не хотелось уходить в своё время. До сих пор мы периодически встречаемся с бывшими коллегами, делимся воспоминаниями, рассматриваем фотографии, веселимся от души. Девчонки меня не забывают, звонят часто. Спасибо им за внимание!
Лариса Григорьевна БАСКАКОВА,
с. Камень-Рыболов:
– Служению почтовому делу я посвятила 45 лет. В 1961 году, окончив десять классов школы, стала сельским почтальоном. И вот я год проработала почтальоном, а четыре – телефонисткой, но при этом была и оператором почтовой связи. Параллельно, с 1964 по 1966 годы, училась заочно в Хабаровском электротехникуме связи, получив диплом по специальности «техник почтовой связи». Какое-то время, пока была в декретном отпуске, жила в Москве. Но вот настал момент выходить на работу. Когда мне предложили стать начальником отделения связи в посёлке лесорубов в Партизанском районе, то я особо не раздумывала. Так я вернулась в Приморье. После занимала должность начальника отделения связи в селе Тереховка Надеждинского района, затем – в Тавричанке. А в марте 1972 года меня направили в Камень-Рыболов, где я стала сначала заместителем начальника районного узла связи, работу эту не знала вообще, хотя в то время уже училась в институте электросвязи, затем, в 1980 году – начальником. В 1992 году мне присвоили звание мастера связи.
В основном училась всему сама, наблюдая за тем, как трудятся почтальоны и операторы. Они мне рассказывали о нюансах рабочего процесса, а я потом сверялась с учебником «Почтовые правила».
В моём подчинении были 16 стационарных и четыре передвижных отделений почтовой связи, которые по графику шесть раз в неделю, кроме воскресенья, выезжали в Дворянку, Кировку, Рассказово, Удобное, Люблино, Новониколаевку. Объём почтовых услуг был огромный. Только в Платоновке на почте десять человек работали. Помимо обычной почты, мы работали ещё и со спецсвязью, принимая, опломбируя и выдавая секретные отправления для райисполкома, воинских частей, милиции и других организаций. А, надо сказать, что все отделения связи в сёлах находились в ужасающем состоянии, давно требовали ремонта. Автомобили для развоза почты все были старые, постоянно ломались. Но, несмотря на высокую нагрузку, неподходящие условия для работы, проблемы с транспортом, мы всегда умудрялись держать марку. На протяжении многих лет наш почтамт занимал одно из лидирующих мест среди других почтамтов по подписке – 470 экземпляров на тысячу жителей. Ханкайцы выписывали газеты очень активно, отдавая предпочтение «Комсомольской правде», «Известиям», «Труду», «Правде», «Боевой вахте» и так далее. Ответственность и нагрузка были огромные.
Почтовики, телефонисты, телеграфисты, затем ещё к нам присоединили работников эксплуатационно-технического узла связи… Каждое утро начиналось с того, что я писала подробный план работы на день, чтобы не забыть что-нибудь. Но и это не было панацеей от непредвиденных случаев. Например, раздаётся ночной звонок: прорвало батарею на телеграфе! И вот, отбросив сон, начинаешь звонить во все инстанции, чтобы решить проблему.
Очень горжусь, что за все годы работы ни одного плохого слова от коллектива не слышала. У меня было правило: любой человек заслуживает хорошего к себе отношения. В коллективе бывало разное. Например, не пришла в назначенный срок машина с деньгами. Я в панике звоню коллеге. Говорю, машина пропала, днём
с огнём не можем найти. А ведь утром об этом придётся доложить в управление связи! А она меня успокаивает:
«Да найдётся! Водитель, видно, загулял, забыв, что при нём казённые деньги!». И правда, утром машина была на месте, как штык. А водитель на все вопросы отмалчивался, прикрывая синяк под глазом. Что там с ним приключилось в дороге – загадка. Но я никогда не отчитывала работников при всех, а вызывала к себе, чтобы поговорить тет-а-тет. Я всегда была довольна своей профессией и людьми, которые со мной работали. За отличный труд мы неоднократно получали призы. В основном нам дарили бытовую технику.
ГАЛЕРЕЯ