2

мая

2024 года

четверг

Информационно-аналитическая газета Ханкайского муниципального района "Приморские зори"

Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а

Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)

E-mail: primzori@mail.ru

20 последних отзывов

Строка поискового запроса
должна содержать
не менее 4 символов

Камень-Рыболов

ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ.




Финансовая грамотность

Опубликовано в № 93 за 1 декабря 2022 года

Следуйте простым правилам, чтобы защитить свои деньги

По статистике, клиенты банков чаще всего теряют деньги не в результате хакерских атак, а потому что сами разглашают свои персональные данные, сообщают коды и пароли. О безопасности финансовых услуг, распространённых мошеннических схемах и рекомендациях по защите от них – в интервью с начальником отдела информационной безопасности Дальневосточного главного управления Банка России Алексеем Каракияном.

– Алексей Анатольевич, правда ли то, что мошенники чаще всего не похищают деньги с помощью каких-то сложных технических способов, а выманивают личные и финансовые данные у самих жертв?

– Да, оказывая психологическое давление и манипулируя эмоциями, мошенники не просто лишают людей денег, но вынуждают их брать кредиты. В итоге граждане теряют в том числе заёмные средства.

Обычно преступники действуют под видом сотрудников различных организаций и ведомств. В последнее время звонят и от имени должностных лиц Банка России. При этом всё чаще для убедительности присылают человеку в мессенджер или на электронную почту фотографии фальшивых документов с логотипом и печатью регулятора. Как правило, это подделки плохого качества, но люди не всегда внимательны к деталям.

– А что в такой ситуации нужно делать? Когда звонят якобы из банка или полиции, не каждый способен правильно отреагировать...

– Кто бы ни звонил, по определению для вас это – незнакомые люди. И если вам звонят незнакомцы и речь идёт о деньгах, безопаснее всего сразу прекратить общение. А уж если звонят из «Центрального банка», немедленно добавьте номер в чёрный список и сообщите о звонке в полицию. Потому что Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведёт их счета, не звонит им и не рассылает сообщения, а его сотрудники не направляют никому копии своих документов. Понятий «межбанковский безопасный счёт» или «безопасный счёт в Центробанке» также не существует — это уловка аферистов.

Учитесь защищать себя от мошенников и научите этому своих близких. Установите приложения, которые определяют спам и номера, на которые люди чаще всего жалуются в Интернете, и не отвечайте на такие звонки. При возникновении любых сомнений относительно сохранности денег на вашем банковском счёте самостоятельно позвоните в свой банк по номеру, указанному на его официальном сайте или на оборотной стороне банковской карты. Не перезванивайте на сомнительные номера, поскольку может случиться что угодно – от попытки обмана до автоматического списания денег со счёта.

– А какие мошеннические схемы применяются чаще всего?

– Очень часто в основе обмана лежат громкие новостные поводы. Так было и во время пандемии: помните, тогда люди получали сообщения о том, что якобы нарушили условия карантина и должны оплатить штраф? Мошенники звонили людям под видом сотрудников поликлиник и сообщали об обнаружении у них вируса, а затем продавали напуганным «пациентам» пищевые добавки, выдавая их за дорогие лекарства, собирали деньги на разработку вакцины от лица Всемирной организации здравоохранения, предлагали «компенсации» за отменённые авиарейсы в обмен на секретные данные банковской карты. Сейчас их тактика не изменилась – вся тревожная информация, актуальная в текущей ситуации, ложится в основу мошеннических легенд и сценариев.

Например, преступники придумали, как использовать ажиотаж вокруг ухода из России популярных брендов. Они представляются в соцсетях сотрудниками закрывающихся компаний и предлагают людям оформить заказы со скидками. А на самом деле крадут деньги и данные карт.

Впереди, кстати, различные предпраздничные распродажи. В такие дни мошенники всегда активизируются и создают новые сайты, маскирующиеся под магазины популярных брендов, торговые сети и маркетплейсы. Мошеннические ресурсы завлекают покупателей огромными скидками. Чаще всего обманщики выдают себя за продавцов электроники, бытовой техники, а также одежды и обуви ушедших из России брендов. Свои «сверхвыгодные» предложения аферисты рассылают по электронной почте и в мессенджерах, рекламируют в соцсетях и мобильных приложениях.

Если человек попадает в такие мошеннические схемы и теряет деньги, вернуть их практически невозможно ― ведь владелец карты сам передал секретные сведения злоумышленникам, а банк в таких случаях ничего не компенсирует.

– Как обезопасить себя?

– При покупке товаров онлайн нужно помнить о правилах кибербезопасности, особенно в дни распродаж, когда желание сэкономить может усыпить бдительность. Нельзя переходить по ссылкам из писем и сообщений от неизвестных отправителей. Даже если предложение пришло от знакомого магазина, лучше самостоятельно зайти на его официальный сайт. Внимательно проверяйте название сайта в адресной строке.

– Как Банк России защищает потребителя финансовых услуг от всякого рода финансовых мошенничеств?

– В прошлом году вступил в силу закон, который позволяет во внесудебном порядке по инициативе Банка России блокировать интернет-ресурсы, используемые злоумышленниками для кражи денег у граждан. Если до этого на процедуру блокировки уходило несколько недель, то сейчас достаточно двух-трёх дней.

Оперативное ограничение доступа к сайтам нелегальных организаций способствует снижению рисков для потребителей финансовых услуг, сокращению количества граждан, пострадавших от действий злоумышленников. В первом полугодии регулятор обнаружил и инициировал блокировку около 2600 интернет-ресурсов, в том числе поддельных страниц финансовых организаций и сайтов финансовых пирамид. Это на 6% больше, чем в тот же период 2021 года.

Кроме того, в первом полугодии Банк России рекомендовал операторам связи заблокировать около 207 тыс. мобильных и городских телефонных номеров, которые использовали финансовые мошенники. Год назад этот показатель был почти в 12 раз меньше ― тогда удалось выявить примерно 18 тысяч номеров.

Всего в первом полугодии 2022 года зафиксировано около полумиллиона несанкционированных операций. Чаще всего люди теряли деньги при оплате товаров и услуг на фишинговых страницах. Нередко кражи происходили через мобильные и онлайн-банки, банкоматы и терминалы. Практически каждая вторая кража проходила с помощью методов социальной инженерии. Люди сами выдавали аферистам секретные банковские данные и открывали доступ к своим счетам.

Чтобы обезопасить клиентов финансовых организаций, с 1 октября Банк России ввёл новые правила дистанционного обслуживания ― теперь люди могут самостоятельно ограничить свои онлайн-операции, установить полный запрет на переводы и выдачу онлайн-кредитов либо определить лимит на сумму операции или время её проведения.

– Но ведь и раньше это можно было сделать в своём онлайн-банке?

– Действительно, некоторые банки уже давали клиентам возможность вводить подобные ограничения для защиты денег от хищений. Но с 1 октября это стало обязательным для всех кредитных организаций. Банки обязаны бесплатно предоставлять такую опцию клиентам, чтобы снизить риски несанкционированного списания денег с их банковских счетов. Также в обязанность банков вошла идентификация устройств, которые их клиенты используют для входа в интернет- и мобильные банки и для онлайн-операций.

Если был установлен полный запрет на дистанционные операции, мошенникам станет значительно сложнее оформить онлайн-кредит или похитить деньги. При этом можно в любое время отменить запрет или изменить параметры онлайн-операций, например, если вам понадобится взять онлайн-заём.

– А если у гражданина счета в нескольких банках?

– Ему нужно будет подать заявления об ограничении онлайн-операций в каждом из них. Но помимо этого каждый человек должен знать и соблюдать правила безопасного финансового поведения: не сообщать личные и финансовые данные, что, кстати, прописано в договорах об открытии банковского счёта и дистанционном банковском обслуживании, быть бдительным и перепроверять информацию.

Кем бы ни представился звонящий – сотрудником банка, прокураторы, полиции – нельзя никогда и никому сообщать личные данные и данные вашей карты, в том числе трёхзначный код с оборотной стороны или смс-коды от банка. Лучшим решением в случае, когда вам кто-то звонит и говорит о деньгах, будет прекратить разговор и самостоятельно позвонить в ваш банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на официальном сайте кредитной организации. Следуйте этим простым правилам, и ваши деньги будут в безопасности.

МЕЖДУ ТЕМ
Полиция и Центробанк объединят усилия
Банк России инициировал несколько дополнительных мер, чтобы обезопасить граждан от действий мошенников. Прежде всего, они касаются изменения закона о Национальной платежной системе. В настоящее время правоохранительные органы тратят достаточно много времени на получение в банках информации о счетах, через которые выводили похищаемые средства. А ведь зачастую скорость реагирования влияет на эффективность расследования уголовных дел. Для решения этой задачи были разработаны предложения по организации «единого окна» по оперативному, фактически в онлайн-режиме, взаимодействию с МВД России. Предусматривается включение ведомства в перечень участников информационного обмена с Банком России. В этом случае МВД будет получать информацию о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиентов из базы данных Банка России на порядок быстрее. Закон об информационном взаимодействии Банка России и МВД, который даёт возможность автоматизированного обмена данными между ведомствами, был подписан в конце октября. Он вступит в силу 21 октября 2023 года, а пока регулятор и министерство должны будут интегрировать информационные системы и урегулировать другие вопросы.
Ещё одна возможная новация касается ответственности банков. Сейчас все кредитные организации имеют доступ к базе данных регулятора и получают от нас информацию о случаях и попытках перевода денежных средств без согласия клиента. Если банк — отправитель платежа не учёл эту информацию в своих бизнес-процессах и из-за этого пострадали клиенты, то он будет должен вернуть все похищенные средства. Кроме того, банки будут обязаны приостанавливать на два дня переводы на счета, которые мошенники уже использовали для снятия и вывода денег клиентов. Вычислить такие счета несложно, если информация о них уже есть в базе регулятора. Двухдневный «период охлаждения» повысит вероятность возврата денег законному владельцу. За это время человек может понять, что совершил ошибку и стал жертвой мошенников.
Сейчас банк, получив соответствующий запрос от клиента, обязан осуществить перевод денежных средств в течение трёх дней. Но в наше высокотехнологичное время это обычно происходит намного быстрее, из-за чего вернуть деньги становится невозможно, если клиент сам нарушил правила безопасного использования карты или онлайн-банкинга. Сейчас в законе не прописан механизм, который позволял бы отозвать перевод из-за того, что клиент находился под влиянием методов социальной инженерии и не осознавал, что переводит деньги преступникам, либо сам предоставил им доступ к своим счетам.

Комментариев - 0
Просмотров - 155

Включена модерация

Добавление комментария:

 Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта

 Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей

Введите цифры с картинки:

antibot

Яндекс.Метрика       Top.Mail.Ru