25

апреля

2024 года

четверг

Информационно-аналитическая газета Ханкайского муниципального района "Приморские зори"

Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а

Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)

E-mail: primzori@mail.ru

20 последних отзывов

Строка поискового запроса
должна содержать
не менее 4 символов

Камень-Рыболов

ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ.




Образование

Опубликовано в № 138 за 4 декабря 2012 года

Большие перемены

Госдума одобрила в первом чтении представленный правительством законопроект об образовании. 10 октября завершилось получение поправок к документу из регионов. Новый закон устанавливает четкую систему уровней образования от дошкольного до послевузовского, в нем сохраняется ЕГЭ и предусматривается система дистанционного обучения.

Новшеств в законе немало. Прежде всего, меняется сама система образования. Впервые за всю российскую историю детский сад отнесен к образовательным учреждениям. Теперь дошкольное образование станет отдельным и самостоятельным уровнем и будет регулироваться федеральными государственными стандартами. При этом в проекте закона резко разграничены дошкольное образование и уход за детьми.

Еще одно новшество – процедура так называемой независимой оценки качества образования. В связи с этим запланировано формирование нового института педагогической экспертизы в отношении тех нормативно-правовых актов, которые затрагивают вопрос обучения и воспитания. Более того – вводится кредитно-модульная система организации образовательного процесса, то есть экзамены и зачеты будут сдаваться по мере того, как заканчивается изучение дисциплины или предмета. И российские студенты окажутся в процессе непрерывной сессии. Узакониваются образовательные кредиты, инвестиции в образование и такое понятие, как целевой капитал (эндаумент).

Из других новшеств стоит отметить, что академиям теперь отводится совсем другая роль. Поэтому из системы высшего образования их исключают, остаются лишь университеты, институты и колледжи.

Среднее образование тоже претерпело значительные изменения. В него включена подготовка высококвалифицированных рабочих и подготовка специалистов среднего звена. Первое возлагается на плечи профессиональных лицеев, за второе будут отвечать техникумы. Обучаться в группах будет не более 30 человек. Причем это образование можно будет получить, имея как основное общее (9 классов), так и среднее общее образование (11 классов). Так что теперь ПТУ придется видоизмениться – стать лицеями или слиться со своими собратьями и коллегами.

К СВЕДЕНИЮ
За время работы над законом об образовании было учтено более 12 тысяч предложений профессионального сообщества и простых граждан. Обсуждение длилось более двух лет.
Проект предлагает и новую систему льгот: зачисление вне конкурса, зачисление по квоте, прием на бесплатные подготовительные отделения при вузах и прием тех, кто имеет преимущественное право при прочих равных условиях. Вместо 140 видов разных льгот их теперь предлагается всего четыре. Льготников на 1-м курсе будет меньше: вместо зачисления некоторым предложат занятия на подготовительных отделениях. В правительственном законопроекте закрепляется новое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья – они не будут изолированы, смогут учиться вместе со всеми остальными. Новый вид принимают и льготы для детей-сирот и военнослужащих при поступлении в профессиональные учебные заведения. Кроме того, особые условия гарантированы тем, кто проявляет выдающиеся способности.

Юридически в новом законе прописан высокий статус учителя. Четко оговорены меры социальной поддержки обучающихся и учителей: стипендии крепко увязали с МРОТ, а зарплаты – со средними в экономике. Негосударственные образовательные организации приравняют к государственным, и они получают право на бюджетное финансирование. В частности, документ предусматривает возможность получать образование бесплатно как в государственных, так и в негосударственных учебных заведениях. Закон расширяет возможности семейного и дошкольного образования, регулирует электронное обучение, повышает статус дополнительного образования, дает возможность молодым россиянам обучаться в ведущих университетах мира за счет бюджета. В новом законе также появилось и понятие «интегрированные образовательные программы». Чётко прописаны особенности электронного и сетевого обучения, использование дистанционных технологий и кредитно-модульной системы зачетов.

Тем не менее, до сих пор эксперты и депутаты высказывают замечания и предложения. Например, в комитете Госдумы по культуре считают, что отбор в музыкальные школы для одаренных детей надо начинать не с 5-го класса, а с 1-го, и эту особенность стоит предусмотреть в законе. Несмотря на то, что второе высшее образование не может быть бесплатным, депутаты предлагают сделать исключения для некоторых специальностей. Например, для «режиссуры», «вокала» и «хореографии».

Но больше всего критики в новом законе вызывает «школьный вопрос». Регионы просят передать все школы в ведение субъектов Федерации (сейчас ими ведают муниципалитеты). Ведь муниципальный бюджет сегодня полон, а завтра в нем ветер свистит. Кроме того, нужно уравнять в правах городские и сельские школы. Дети должны получать качественное образование независимо от того, где живут.

КСТАТИ
Единые требования к школьной форме лучше принять на федеральном уровне, считает министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. «Мы не сможем одеть всех одинаково, будут региональные и даже муниципальные различия, но точно должны быть единые требования. Школа не должна быть местом, где возникают различия, а дети чувствуют себя некомфортно из-за того, что кто-то одет по-другому», – говорит министр. Ранее президент Владимир Путин, рассказывая о своем отношении к ношению хиджабов в школе, заявил, что к религиозным чувствам людей нужно относиться с уважением, однако Россия – светское государство, «и именно из этого мы должны исходить».
Региональные власти обращают внимание на то, что в проекте слабо защищены сельские малокомплектные школы, которых новая система финансирования может поставить в сложное положение. Необходимо прописать статус малокомплектных школ и, может, даже отказаться от принципа подушевого финансирования для них. Это еще одна «закавыка»: в законопроекте нет указаний на то, что при ликвидации сельской школы надо провести сход жителей. Сейчас эта норма действует, а что будет после принятия нового закона? В новом законе говорится, что решение о закрытии школы принимает местная власть. Этак мы дойдем до того, что все малокомплектные сельские школы прикажут долго жить. Чиновникам ведь только дай возможность — сэкономят на нас с вами так, что мало не покажется.

Стоит задуматься и читая положения об отчислении прогульщиков из школы. Теперь, согласно законопроекту, отчислить их можно после того, как ребенок отсутствовал без уважительной причины более 30 дней подряд. Какой вывод сделает сегодня прогульщик? Правильно, 28 дней прогуляет, потом два денька посидит на уроках и опять недели на три уйдет в «прогул».

Обратили учителя внимание и на то, что о воспитательной функции образования в новом законе говорится как-то вскользь и впопыхах. Определения, в чем она должна выражаться, нет. Не получится ли так, что воспитательную работу, которой сейчас в школе уделяется большое внимание, начнут финансировать по остаточному принципу, и от образования мы плавно перейдем только к обучению и натаскиванию детей на определенные умения и навыки? Кроме того, отдаются на усмотрение регионов вопросы о коммунальных льготах для сельского учителя, а также выплаты за классное руководство.

Но и «пряники» для педагогов в законе тоже есть – право на сокращённую продолжительность рабочего времени; право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном законодательством РФ; право на досрочное назначение трудовой пенсии. Ну что ещё? Педагогам, участвующим в проведении ЕГЭ, будут также доплачивать.

И все же эксперты единодушны: несомненный плюс закона в том, что в нем даны четкие определения всех необходимых понятий: от «профильного обучения», «образовательного ценза» до «качества образования». Качество образования, кстати, это и есть «соответствие требованиям федерального образовательного стандарта». Новый закон в то же время проливает бальзам на наши души: как и в законе 1992 года общее образование по-прежнему остается бесплатным, общедоступным и гарантированным Конституцией. Конкурс для получения общего образования, за исключением тех, где есть профильная подготовка, недопустим. В вузах по-прежнему допускается учиться на конкурсной основе и один раз за государственный счёт.

Подготовила Ольга ИЩЕНКО

Комментариев - 11
Просмотров - 1687

КОММЕНТАРИИ

Добавил: Остап (2012-12-04 в 11:28)

Человек, получив образование, должен работать по своей специальности, вот что главное в образовании, а у нас в районе что делается: бывшая медсестра заведует ЗАГСОМ, библиотекарь руководит пенсионным фондом, архитектором была выпускница сельхозинститута, это что, правильно? Вот и получается, пироги печёт сапожник, а сапоги тачает пирожник.

Добавил: Алексей (2012-12-04 в 14:19)

Остап, а Вы по специальности работаете?

Добавил: Остап (2012-12-04 в 16:20)

Зачем тогда учиться, если работаешь не тем на кого учился..

Добавил: Дед (2012-12-04 в 17:08)

Остап (2012-12-04 в 11:28), вы правы, но иногда .

Добавил: Остап (2012-12-04 в 18:30)

Ну слава Богу, хоть в чём-то прав.

Добавил: Алексей (2012-12-04 в 20:59)

Если у сапожника пироги печь получается лучше чем тачать сапоги, и не хуже чем пироги у пирожника, то почему бы и не печь? Слава Богу, у нас пока ещё свобода выбора профессии.

Добавил: Остап (2012-12-04 в 22:37)

Так давай тогда и Сапожнику людей лечить доверим если у него получается, нафига институты заканчивать, получается у него кабанчика выложить, пусть и у человека аппендицит удаляет, как, Алексей у тебя аппендицит не беспокоит? А то я тут одного такого кто свиней хорошо кастрирует знаю, могу посодействовать...

Добавил: Путешественник (2012-12-05 в 9:58)

А если у сапожника есть второе образование - пирожник?????

Добавил: Дед (2012-12-05 в 13:04)

Нет всё таки Остап прав, я на улице, ведушей в Астраханскую школу, услышал от ученика примерно класса 2 такой МАТ, который не слышал за свои 49 лет жизни! И это между собой общались дети!

Добавил: Взгляд со стороны (2012-12-05 в 16:55)

И то есть Вы (Дед) предполагаете, что этому МАТу его научили в Астраханской школе?

Добавил: Алексей (2012-12-05 в 20:24)

Остап, аппендицит с кастрацией ну никак не связан. А с кастрацией я тебе и сам помогу.

Включена модерация

Добавление комментария:

 Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта

 Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей

Введите цифры с картинки:

antibot

Яндекс.Метрика       Top.Mail.Ru