19

апреля

2024 года

пятница

Информационно-аналитическая газета Ханкайского муниципального района "Приморские зори"

Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а

Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)

E-mail: primzori@mail.ru

20 последних отзывов

Строка поискового запроса
должна содержать
не менее 4 символов

Камень-Рыболов

ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ.




Страницы истории

Опубликовано в № 75 за 28 сентября 2017 года

Кто заложил первый камень на Каменке?

Красивая, аккуратно выложенная гладкими камнями дорога на улице Каменка издавна вызывает у местных жителей массу вопросов. Кто начал её строить, в каком году? Откуда брали камни для строительства? И как тем неизвестным строителям удалось уложить их так, что многие десятилетия дорога безупречно служила свою службу?

Каменка – это, по сути, памятник заключённым БАМЛага, которые строили для своей страны будущее, право на которое у них отнялиЛишь в последние годы на дороге стали видны признаки разрушения. Поговаривали, что Каменка – дело рук пленных японцев, которые работали на территории нашего района в 1945 году. Однако исторических данных или документов о том, кто конкретно строил знаменитую дорогу, которая дала название улице в селе Камень-Рыболов, нет ни в архивном отделе, ни в библиотечно-музейном центре Ханкайского района. Но, как оказалось, время, разрушившее каменную кладку, осталось бессильно перед людской памятью.


СТАРОЖИЛЫ – ЦЕННЫЙ ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ

Некоторое время назад к нам в газету обратилась жительница Каменки Нина Алексеевна Имшинецкая с просьбой «разъяснить молодым людям, что дорогу Каменку делали не пленные японцы, а политзаключённые в 1937–38 годах».

– Они у нас жили за улицей Беговой, в южной стороне, в поле, – рассказывает женщина. – Называлось это место «Бамлаг». В «Приморских зорях» лет двадцать пять тому назад об этом была статья, и о строительстве этой дороги рассказывал Иван Матвеевич Лутченко. Он в 1938 году работал там шофёром. Вот если бы вам найти эту газету и написать новую статью, для молодых, чтобы они знали историю своего села!

По словам Нины Алексеевны, японцы работали и в Астраханке, и в Камень-Рыболове. Они строили здание машинно-тракторной станции (МТС) на улице Решетникова в Астраханке – теперь от этого здания остались одни руины.

– Мне тогда было девять лет, – вспоминает Нина Алексеевна. – Японцы, человек десять, складывали брёвна, наводили порядок на территории КЭЧ, которая в то время была на улице 50-летия ВЛКСМ, возле военторга.

Годовые подшивки газеты «Приморские зори» хранятся в архивном отделе районной администрации с 1957 года. Любой желающий может прийти и полистать старые газеты. Занятие это более чем увлекательное, но при этом затратное по времени. Поэтому мы решили разыскать живых свидетелей той эпохи. В поисках старожилов с хорошей памятью помогли начальник архивного отдела Любовь Грибова и директор районного библиотечно-музейного центра Наталья Тасун.


«ЭЙ, МАЛЬЧИК, ДАВАЙ ПРОКАЧУ!»

Вот какую историю, связанную со строительством Каменки, вспомнила жительница Астраханки Лидия Ивановна Бакута. Она услышала её от своего ныне покойного мужа.

– Сам он с 1930-го года, и ему тогда было лет шесть-семь. Значит, это было в 1936–37 годах. Как-то он гулял на улице недалеко от того места, где шло строительство Каменки. А тогда все знали, что строят эту дорогу политзаключённые, и это считалось чем-то страшным. Их называли «бамовцы». Они возили воду с Ханки на телегах, запряжённых лошадьми. И один из зэков, который вёз на телеге бочку с водой, окликнул его: «Эй, мальчик, давай прокачу!». А муж мой будущий как услышал, что к нему обращается «бамовец», испугался и пустился наутёк. Кстати, те заключённые не только Каменку строили, но и дорогу на Уссурийск. Справа от поворота на Владимиро-Петровку был карьер, там брали материал для строительства дороги. А что касается японцев пленных, то они строили здание МТС в Астраханке, и шлакоблоки для строительства они делали сами.


«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» ОТ ЗЭКА

Ветеран труда из Астраханки Алексей Иванович Калниболанчук сразу признался, что многого из довоенного детства не помнит – кого не подводит память в восемьдесят пять лет? Но одним интересным довоенным эпизодом всё же поделился.

– Я тогда ещё совсем маленький был, лет шесть, наверное. Как-то мать – она уборщицей в автоколонне работала – попросила знакомого шофёра взять меня с собой, чтобы я не болтался на улице без присмотра. Шоферы тогда возили песок для строительства Каменки, а саму дорогу строили зэки. И вот мы с этим шофёром подъехали к участку дороги, где сейчас ветлечебница. Пока разгружалась машина, я ждал в кабине и от скуки выглядывал на улицу из окна. Смотрю, слева от машины на куче камней сидит мужик лет под сорок. А день был солнечный такой, и этот дядька вдруг достаёт небольшое зеркало и давай мне в глаза «солнечных зайчиков» пускать! Я, конечно, стал хохотать и закрывать лицо руками, и он тоже был такой довольный, что удалось и меня, и себя рассмешить.

Из истории Каменки я помню только, что строительство её началось где-то в году тридцать пятом. Но когда началась война, строить её бросили. И начинали её строить именно политзаключённые. Камни брали с ближайших сопок, песок возили с песчаной косы на Ханке. Помню, там несколько бригад работало. Они даже сопки в районе улицы Блюхера взрывали и брали там щебёнку. Зэки выглядели нормально, среди них и женщины были. «Бамовцы» не только Каменку строили, но и трассу на Жариково, мост через речку Мо – тот, что перед поворотом на Петровку.

А ещё помню, что мой дед работал в колхозе завфермой. И, видно, проштрафился, потому что его отправили жить вместе с зэками. Их казармы были на сопочке слева от Каменки, в районе кирпичного завода. Там, помню, и охрана была. Мы носили ему туда передачи. А все эти разговоры, что Каменку делали пленные японцы – ерунда! К этой дороге они не имеют никакого отношения. Японцы-то были, но жили они в Астраханке, в конце улицы Комарова. И строили они МТС и новые мастерские.


КАМЕНКА – НЕ ПРОСТО ДОРОГА

Раньше, проезжая по Каменке, я никогда не задумывалась, по какой дороге еду. Только всё время удивлялась: как можно было так уложить камни, что они десятилетиями не выпадают из общего строя? Теперь, сворачивая на эту улицу, я вижу её совсем другими глазами. Перед мысленным взором возникают лица тех людей, о которых рассказали мне старожилы. Я будто слышу голоса из прошлого: скрип телеги, на которой заключённый везёт воду, смех шестилетнего мальчишки, который прятался от солнечных зайчиков, шаги убегающего пацана, который до смерти испугался голоса «страшного» дядьки… И понимаю: зэки скучали по своим детям, оставленным где-то там, на просторах нашей необъятной Родины. И в своём беспросветном существовании люди, которые не знали, ждёт ли их скорое освобождение или расстрел, пытались проявить человечность. Чтобы не забывать, что они – люди, а не рабочий скот.

И поэтому Каменка – не просто дорога, выложенная камнями. Это напоминание нам, живущим в двадцать первом веке, что эти булыжники скреплены между собой горем невинно осужденных людей – «зэков», о которых потом напишут в своих книгах Александр Солженицын и Варлам Шаламов. Каменка – это, по сути, памятник заключённым БАМЛага, которые строили новую, лучшую жизнь, но сами так никогда и не получили на неё никакого права. Возможно, кто-то из заключённых, что строили дороги и мосты на Дальнем Востоке, вернулся домой, к своим семьям. Большинство расстрелянных в лагерях впоследствии были реабилитированы. Но разве нам от этого легче оглядываться назад – туда, откуда на нас смотрят миллионы глаз людей, которые так и не поняли, за что их наказали...



ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

БАМЛАГ: СТРОИТЕЛИ НОВОЙ ЖИЗНИ
«Бамовцами» строителей Каменки называли неслучайно. В 1932 году в СССР был организован БАМЛаг – Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь, который являлся подразделением главного управления исправительно-трудовых лагерей НКВД СССР. Это был один из самых крупных и страшных концентрационных лагерей системы ГУЛага. Головная контора лагеря находилась в городе Свободный Дальневосточного края (сейчас Амурская область). В городе-тюрьме выносились тысячи «расстрельных» приговоров, которые незамедлительно приводились в исполнение…
Заключённые БАМЛага строили не только Байкало-Амурскую железную дорогу, но и многие другие объекты, которые действуют по сей деньВ своём распоряжении БАМЛаг имел 28 отделений, которые дислоцировались на всей территории Забайкалья и Дальнего Востока. Основными задачами БАМЛага были строительство Байкало-Амурской железной дороги, прокладка вторых путей на Транссибе, а также лесозаготовка, деревопереработка и добыча золота. Строили «бамовцы» и гражданские объекты, многие из которых действуют и по сей день.
Условия жизни в подразделениях лагеря были ужасные. Десятки тысяч людей были подвергнуты моральным и физическим истязаниям. Зэки работали по 16-18 часов, питались хлебным пайком от 500 граммов до килограмма в день плюс порция супа из солёной или мороженой рыбы, иногда капусты, картофеля или свёклы. Больным давали только хлеб, так как они не работали. Спецодежды заключённым не выдавали, одевали в бывшее в употреблении тряпьё. Особенно туго было с обувью, и заключённые делали её сами – из автомобильных покрышек.
Кем же были эти «бамовцы» – политические заключённые, которые строили нашу Каменку? Это были безвинно осужденные рабочие и крестьяне, казаки и военнослужащие, интеллигенция и духовенство. Они проходили по статьям «контрреволюционная деятельность», «социально-вредный элемент», «лица без определённого места жительства и места работы». Через БАМЛаг прошли многие видные деятели нашей страны: учёный и философ Павел Флоренский, писатель Юрий Домбровский, будущий крупный военачальник Константин Рокоссовский, поэт Осип Мандельштам, умерший в конце 1938 года в пересыльном пункте во Владивостоке. Его тело до весны лежало непогребённым вместе с другими усопшими, затем весь зимний «штабель» был захоронен в братской могиле там же, во Владивостоке. Точное расположение могилы, где был захоронен поэт, до сих пор неизвестно...

Лариса ОНОПРИЕНКО

Комментариев - 2
Просмотров - 2646

КОММЕНТАРИИ

Добавил: Николай (2017-09-30 в 3:03)

Наконец правда о "Каменке" ПРАВДИВАЯ!

Добавил: Татьяна (2018-07-15 в 19:21)

Спасибо большое.

Включена модерация

Добавление комментария:

 Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта

 Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей

Введите цифры с картинки:

antibot

Яндекс.Метрика       Top.Mail.Ru