20

апреля

2024 года

суббота

Информационно-аналитическая газета Ханкайского муниципального района "Приморские зори"

Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а

Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)

E-mail: primzori@mail.ru

20 последних отзывов

Строка поискового запроса
должна содержать
не менее 4 символов

Камень-Рыболов

ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ.




Малая родина

Опубликовано в № 74 за 2 июля 2015 года

Пост Камень-Рыболов и его окрестности

В номере газеты за 25 июня была опубликована первая часть очерка «Пост Камень-Рыболов и его окрестности» Олимпиады ВАСИЛЬЕВОЙ, которая вместе с мужем, военным врачом, жила в нашей местности с 1871 по 1873 год. Она изучала быт, нравы и обычаи местного населения. Её интересовало буквально всё: флора и фауна, климатические особенности, география тех районов, где ей приходилось бывать. Сегодня мы представляем вашему вниманию очередную часть очерка, оставив авторский стиль изложения.


Пост Камень-Рыболов, 70-е годы XIX векаО КЛИМАТЕ

Климат Ханкайского округа теплый, хотя одно лето не соответствует другому, как и одна зима – другой. Так, лето 1872 года можно было назвать чрезвычайно жарким, так как термометр Реомюра в тени среди дня показывал 35°. Ни одной души нельзя было видеть на улице от 11 утра до 6 часов вечера, тогда как в 1873 году самая высокая температура в тени была 28°, а в 1874 г. – 27. Ветры в Ханкайском округе весною и летом южные и юго-западные, осенью и зимою – северные и северо-западные. В 1871 г. снег выпал только три раза, и тот был снесен ветром. В 1872 и 1873 г. зима была чрезвычайно снежная.

В мае 1873 года в посту Камень-Рыболов дождливых дней было 7, пасмурных – 4. В сентябре с 17 по 18 число шел сильный дождь, а утром часа два – снег.

Пост Камень-Рыболов, раскинутый на протяжении одной версты, разделяется на две части: на менее возвышенную и отчасти болотистую, и холмистую, получившую местное название Кавказ. Почва поста глинистая, тогда как в окрестностях – лучший чернозем.

Утверждение конно-уссурийской казачьей сотни относится к 1869 г. с целью сбережения русских границ, вследствие чего вся сотня разделяется на части: штаб сотни и большая часть казаков в количестве 123 человек находятся в посту Камень-Рыболов, в селении Турий Рог – 15 человек, в Мангучайском посту – 15 человек, в Корейском – 5 человек, в Хун-Чунском – 5. Желательно бы было знать, почему не разделяется сотня на равные части во всех постах, и какую пользу могут принести пять человек в случае неожиданного нападения китайцев. Пост Камень-Рыболов и без того имеет целую роту, взвод горной артиллерийской бригады да прикомандированных из других рот около 100 человек.

Все казенные помещения в посту Камень-Рыболов чрезвычайно плохого свойства. Выстроенные еще во время основания поста, теперь превратились в гниль и скорее могут носить название подвалов, чем домов, так как каждый дом врыт в землю на 1/2 арш. и более. Все строения деревянные, положенные на мху без каменных фундаментов. Улицы поста Камень-Рыболов не носят никаких названий. Главная же из них представляет всякое отсутствие архитектуры: все дома построены по одному образцу, по одну сторону – офицерские, по другую – казармы. Каждый дом заключает в себе две комнатки или каморки чрезвычайно низкие. Штаб- и обер-офицер, женатый и холостой, относительно квартирных удобств пользуются одинаковыми условиями.

Землянки же, построенные из половинчатых бревен, без всяких крыш или покрытые только сеном, представляют хорошие условия для вентиляции. Все казенные и отчасти частные здания, чтобы избавиться от пронизывающего ветра, проникающего в пазы, обмазывают снаружи глиною. Белая, как известь, глина вывозится за 60 верст из селения Турий Рог, красную же глину, находящуюся в посту Камень Рыболов в большом количестве, считают очень связывающей и потому покрывают ею дома.

Обмазывание глиною доведено до совершенства, потолки же вместо штукатурки оклеивают писчей бумагой. Причины такого жалкого положения зависят от того, что уже несколько лет штаб 3-го Восточно-Сибирского линейного батальона хотят перенести в селение Никольское, а следовательно, и постройки начать там. Между тем, штаб все еще остается в Рыболове при тех же условиях.

Здания в посту Камень-Рыболов следующие: на Кавказе – 34 дома частных, из них только 4 заслуживают название домов, остальные все избушки да землянки; ветряной мельницей строения заканчиваются на юг. Из казенных зданий – церковь и прoвиaнтский магазин. Затем следует на северо-запад Казацкая слобода – местное название, получившееся вследствие того, что в ней живут исключительно женатые казаки конно-уссурийской казачьей сотни. Здесь 9 маленьких избушек. В средине поста частных зданий 34, из них домами можно назвать только 8, остальные – избушки и лачуги; каменных зданий 15, кроме того, 6 зданий для хозяйственных помещений команд. На самом берегу озера Ханка две частных избушки и одна манзовская фанза. Надворные хозяйственные постройки и конюшни делаются из камыша, добываемого в камышовой бухте оз. Ханка. Частные дома по трудному добыванию леса здесь очень дорого ценятся.

В отношении санитарном пост Камень-Рыболов не может похвастаться. В продолжение нескольких лет брюшной и возвратный тиф ежегодно посещают эту местность, начиная с августа. К середине зимы тифы прекращаются, унося за собою несколько жертв. Причины появления эпидемии, по мнению врача Васильева, должно искать не в климатических, а чисто гигиенических условиях поста. Скученность народонаселения в холодных и сырых помещениях, разбросанные всюду разного рода нечистоты и воду озера Ханка более всего следует винить в происхождении тифов.

Весною же цинга посещает только нижних чинов и преимущественно Уссурийской конной казачьей сотни. Жителей в посту насчитывается 587 человек. Штаб 3-го Восточно-Сибирского линейного батальона, 1-я рота того же батальона в числе 105 человек, 4-й взвод, 3-я батарея Восточно-Сибирской артиллерийской бригады в числе 40 человек и конно-уссурийская казачья сотня в составе 163 человек, из которых 123 находятся в посту, остальные же разосланы по границе. Офицеров при трех исчисленных войсках 11 человек, жен их – 6, детей офицерских – 7. Кроме того, смотритель провиантского магазина, два врача, священник. Из купеческого сословия – 7 человек, жен их – 5, детей – 11. Жен нижних чинов – 39, детей их – 20. Манз – 8, крестьянских семейств – 19 в количестве 148 человек, бессрочно-отпускных – 28 человек, 5 женщин гражданского ведомства и 20 человек поселок.Несмотря на такое обширное народонаселение, из врачебных учреждений в посту Камень-Рыболов есть один только батальонный лазарет, открытый на 42 мужских кровати, но в здании лазарета можно поместить только 20 кроватей. Подробно о причинах заболеваемости изложено в официальных отчетах врача Васильева за 1872 и 1873 годы о санитарном состоянии войск, расположенных на кантонир-квартирах в посту Камень-Рыболов.


ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

По одинаковым жизненным условиям в отношении социальном пост Камень-Рыболов можно причислить ко всем местностям Приморской области, за исключением порта Владивосток и города Николаевска, где жизнь кажется полней и разнообразится маленькими общественными удовольствиями. Внутренняя жизнь поста чрезвычайно скучна и однообразна: наполнена самыми мелкими интригами, где сторона практическая и материальная нередко поглощает лучшие побуждения человека. Отсутствие большого развитого общества, клуба, затруднительность почтовых сообщений, разъединенность маленького общества приводят к очень жалким результатам. Некоторыми лицами в посту выписываются журналы и газеты, но так как получаются они по прошествии 7-8 месяцев и даже года, то и теряют уже долю интереса. Благодаря распоряжению правительства корреспонденция сделалась правильней вследствие учреждения почтового отделения к посту Камень-Рыболов с 1-го января 1874 года.

Зима проходит медленно, ни одна свежая мысль не приходит на помощь, чтобы выручить из прозябания; праздники здесь проходят тихо, не имея того значения, как в европейской России. К развлечениям жителей можно причислить: катанье по оз. Ханка, прогулки и игру в карты, как говорят, сибирского происхождения под названием «генерал», за которой нередко проводят весь день с 10-ти часов утра и до 2-х ночи.


ВЕСНОЙ

Но вот наконец после продолжительной спячки приходит весна, жители встрепенулись, унылые лица кажутся довольней и свежей, со дня на день ожидается из Хабаровки пароход, а с ним, конечно, и новости. Первый пароход обыкновенно приходит около 1-го мая, а уходит последний около 10-го октября. Первый пароход здесь имеет громадный интерес. Едва жители еще за несколько верст завидят черную точку на озере Ханка, как вся пристань в несколько минут покрывается народом. Одни ждут частной или служебной корреспонденции, другие – груза с товаром, третьи – знакомых пассажиров.


ЛЕТОМ

Все лето Рыболов кипит непривычною для него жизнью; пункт этот после продолжительного пути для проезжающих имеет значение гостиницы. При разных материальных удобствах Рыболова один чувствуется недостаток: проезжий становится обыкновенно в самое затруднительное положение насчет помещения. Кроме станции в одну комнату, ничего нет, и ни за какие деньги свободного помещения достать нельзя, в особенности если народ стекается с двух сторон: одни на пароход, другие – с парохода. Но все эти проезды не вносят в жизнь ничего такого, что могло бы оживить дух большей массы народа. В этом отношении проезд великого князя Алексея Александровича имел настолько значения, что не упомянуть о нем нельзя.

Вместо парохода «Сунгача» назначался пароход «Мария», великолепно отделанный, но по бывшему в то время мелководью реки Уссури «Сунгача» сел на мель. Впоследствии в честь Великого Князя пароход этот получил название «Алексей».

С тех пор как пароходство перешло в руки Амурской компании, ему очень несчастливится: один год – наводнение, другой – мелководье. Так, в 1872 г. пароход посещал пост Камень-Рыболов раз в месяц. Пароходство по озеру Ханка началось еще с самого основами поста, но до 1871 года оно принадлежало морскому ведомству. С 1871г. перешло в руки частной компании Амурского пароходства. В пост Камень-Рыболов обыкновенно ходят два парохода – «Уссури 1-я» и «Сунгача». Причиною тому было сильное наводнение, затопившее Благовещенск и станицы по реке Амуру, вследствие чего пароходство было направлено к Благовещенску для спасения народа. В 1873 г., напротив, такое мелководье, что пароходство делается затрудненным, отчего пассажиры и купечество становятся в очень невыгодное положение, в особенности же чиновничество. В июле 1874 г. было только два фута воды в реке Уссури. Купец, несмотря на не доставленные ему товары, во всяком случае возьмет процент, который покроет ему убытки, тогда как чиновничество, получающее при всяких непредвиденных условиях одно и то же содержание, является единственным страдающим классом народа.

Весть о путешествии Великого Князя сухим путем разнеслась еще за несколько месяцев. Великий Князь был еще в Нагасаки, когда крестьяне из всех деревень стекались в Рыболов. Вздохам, расспросам не было конца; тут-то выразилось вполне чувство патриотизма и любви к царствующему дому. Несмотря на самое жаркое рабочее время, крестьяне жили в Рыболове по неделе, по две, желая посмотреть, как они выражались, «хоть раз в жизни нашего батюшку князя». Все народонаселение Ханкайского округа находилось в волнении, и если бы местность дозволяла устроить овацию, сколько-нибудь похожую на европейскую, то с полной уверенностью можно сказать, что ни один житель не пожалел бы последней копейки, чтобы сделать подобающую встречу долгожданному дорогому гостю. К несчастию, средства поста Камень-Рыболов еще так незначительны, что все предметы роскоши для него немыслимы.
Посещение Великим Князем Восточной Сибири имело огромное значение для всего народонаселения; с этого дня как бы началась новая эра. Так, в понятиях простолюдина, Сибирь не имела другого значения как исключительно места ссылки – вследствие того, что никем из царствующего дома не была удостоена посещением. Теперь же эту местность считают освященной стопами Его Императорского Высочества Алексея Александровича.
Для встречи Великого Князя в посту Камень-Рыболов был отведен особый дом, отделанный внутри заново; мебель, посуда, ковры вывезены из Владивостока. 1873 года 11-го мая в 6 часов вечера приехал в пост Камень-Рыболов Его Высочество. Он вышел из повозки, подошел прямо к почетным караулам, состоявшим из нижних чинов 3-го Восточно-Сибирского линейного батальона, взвода горной артиллерийской бригады и конно-уссурийской казачьей сотни. Нижние чины были пожалованы наградою, каждый в количестве одного рубля серебряной монетой. Затем купечество поднесло хлеб-соль; с представителями купечества Великий Князь сказал несколько слов. Отобедав, вечером Великий князь с адмиралом Посьетом гулял по улицам поста Камень-Рыболов, где все нуждающиеся в помощи Августейшего дома подавали ему прошения. 12-го мая в 8 часов утра его Высочество сел на пароход «Сунгача», вся пристань была усеяна народом, провожавшим пароход неумолкаемыми «Ура!!!».

 

Продолжение читайте в одном из следующих номеров

Комментариев - 4
Просмотров - 2415

КОММЕНТАРИИ

Добавил: прохожий (2015-07-02 в 13:03)

Молодец тётка, хоть что-то узнать можно из "первых" рук!

Добавил: Ирина (2015-07-02 в 17:45)

Я её про себя называю К-Рыболовской Элеонорой Прэй. Интересная, образованная женщина своего времени.

Добавил: Кок (2015-07-02 в 21:13)

Впору мемориальную доску организовать

Добавил: Сыч (2015-07-03 в 8:23)

То что было, то что мило, всё давным давно уплыло..

Включена модерация

Добавление комментария:

 Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта

 Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей

Введите цифры с картинки:

antibot

Яндекс.Метрика       Top.Mail.Ru