18

апреля

2024 года

четверг

Информационно-аналитическая газета Ханкайского муниципального района "Приморские зори"

Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а

Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)

E-mail: primzori@mail.ru

20 последних отзывов

Строка поискового запроса
должна содержать
не менее 4 символов

Камень-Рыболов

ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ.




В Законодательном Собрании

Опубликовано в № 47 за 28 апреля 2015 года

Сергей Сопчук: Механическая «оптимизация» негативно скажется на сфере образования Приморья

Реализация «дорожных карт» в социальных сферах в Приморском крае должна в обязательном порядке учитывать специфику муниципальных образований, особенно в сельских территориях. В этом убежден руководитель фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании Приморского края, депутат по одномандатному округу №11 Сергей Сопчук.


– Сергей Андреевич, на днях Счетная палата Российской Федерации опубликовала результаты проверки «оптимизации» в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания населения в регионах. Итоги оказались весьма тревожными и во многом созвучными с проблемами, с которыми сталкивается и Приморский край. Получается, что в «дорожные карты» всех этих «оптимизаций» закладываются одни и те же системные ошибки?

– Именно так и получается. Давайте посмотрим, к каким выводам приходит Счетная палата. К примеру, возьмем сферу образования. Это оценка ситуации в целом по стране:

«Проверка показала, что в целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения.Так, например, в прошлом году было закрыто 395 и реорганизовано 610 школ. Однако, согласно демографическому прогнозу Росстата, к 2020/21 учебному году потребуется на 2,5 млн. мест больше, чем в 2012/13 учебном году. Но ликвидация 870 школ запланирована вплоть до 2018 г…

Анализ образовательных услуг показал, что оптимизация не улучшила ситуацию с их низкой доступностью для сельских жителей...

Отмечено неравенство в доступе к качественным образовательным услугам в различных регионах, а также в городской и сельской местности…

В ходе оптимизации регионами проводится сокращение численности отдельных категорий педагогических работников…

При этом в образовании продолжает широко использоваться практика внутреннего и внешнего совместительства. Это говорит о высокой потребности в педагогах…».


– Кстати, об «оптимизации» численности педагогических работников. На недавнем заседании комитета по социальной политике и защите прав граждан Законодательного Собрания Приморского края, в котором Вы работаете, обсуждали ситуацию в сфере дошкольного и школьного образования, связанной с необходимостью сокращения числа работников. До этого столько было разговоров, что не хватает учителей и воспитателей, что надо привлекать молодежь, а тут угроза сокращений...

– Согласен, ситуация получается парадоксальная и очень опасная. В адрес Законодательного Собрания поступает большое число обращений с мест о том, что над работниками детских садов и школ нависла реальная угроза значительных сокращений. Причина – внедрение новых нормативов по числу воспитанников и учеников. Для Приморского края они оказались значительно выше, чем в среднем по стране. К примеру, в среднем на одного педагога в 2014-м году должно было приходиться 11,7 ученика, в 2015-м – 12,0, в 2016-м – 12,3. В Приморском крае же, соответственно, – 15/15,4/15,7. Для сравнения, в Хабаровском крае – 12,8/12,9/13,0.

Но страшны даже не столько сами нормативы, а то, что они внедряются по принципу «средней температуры по больнице». Убежден, что норматив должен учитывать специфику муниципального образования, если это сельская или северная территория, то и учеников, соответственно, меньше. А ведь есть еще малокомплектные школы и детские сады. К сожалению, департамент не разработал методику, которая позволяла бы учитывать особенности каждой территории. Если исполнить механически «дорожную карту», то многие школы и детские сады останутся без необходимого числа учителей и воспитателей, а дефицитные квалифицированные специалисты останутся без работы.


– И что теперь делать?

– Провести работу над ошибками. Учитывать все факторы, обращаться в министерство образования, если это необходимо. Провести механическое сокращение ставок не получится. Мы рекомендовали профильному департаменту до 15 мая пересмотреть нормативы с учетом сельских и северных территорий, малокомплектных школ и предоставить необходимые расчеты депутатскому корпусу, профсоюзу и экспертному сообществу.


– Но насколько на федеральном уровне готовы прислушиваться к таким мнениям?

– Если их аргументировать, то вполне реально – изменить ситуацию. Давайте вернемся к результатам проверки Счетной палаты, точнее к итоговым рекомендациям:

«…Необходимо пересмотреть подходы к планированию сети медицинских, образовательных, социальных организаций и учреждений культуры с учетом климато-географических и демографических особенностей регионов России с последующим внесением соответствующих изменений в социальные нормативы и нормы в отдельных отраслях социальной сферы.

Важно пересмотреть мероприятия по кадровому планированию и обеспечению населения педагогическими, медицинскими, социальными работниками и работниками учреждений культуры с учетом роста получателей услуг, протяженности территорий и плотности населения...».

Мнение Счетной палаты РФ вполне созвучно тому, что предлагают депутаты в регионах.


– Но ведь есть и позитивные примеры удачных решений подобных проблем в регионах. В частности, в Приморском крае законодательно закреплены меры поддержки малокомплектных школ. Сейчас депутаты предлагают разработать подобные меры для малокомплектных детских садов…

– Закон о малокомплектных школах доказал свою эффективность. И его, действительно, можно приводить в качестве примера успешного решения проблемы совместными усилиями администрации Приморского края и депутатов Законодательного Собрания.

Сейчас пришло время следующего шага. Депутаты еще в прошлом году на встречах с губернатором озвучивали вопрос о законодательной поддержке малокомплектных детских садов. Есть понимание, что без данного решения сохранить детские сады в ряде муниципальных образований будет практически невозможно. Во всяком случае, такое понимание озвучивалось, и надеюсь, что вопрос вскоре перейдет в стадию практической реализации.

К слову о малокомплектных школах. Один пример того, как в межбюджетных отношениях между краевым и муниципальными бюджетами не бывает мелочей. В 2013 году средства для финансирования малокомплектных школ шли целевым финансированием отдельной строкой в краевом бюджете. В 2014 году их включили в общий объем субвенций, которые получают муниципальные образования на школы. В результате деньги «растворились» в общей массе, что при ограниченных финансовых ресурсах и программах по «оптимизации» образовательных учреждений может негативно сказаться на реальной поддержке малокомплектных школ. Поэтому депутаты нашего комитета рекомендовали вернуться к указанию этих средств в бюджете Приморского края отдельной строкой.


– В какой-то мере помочь в оказании качественных услуг в сфере школьного образования для отдаленных территорий могло бы внедрение системы дистанционного обучения. Но и здесь проходит не всё гладко. Так, на заседании комитета Вы озвучили информацию, что закупленное за федеральный бюджет дорогостоящее оборудование не используется и откровенно «пылится»…

– Я представляю в Законодательном Собрании округ, в который входят четыре сельских района. На закупку подобного оборудования для их школ потратили более 30 миллионов бюджетных рублей, но сегодня оно на протяжении нескольких месяцев не используется. При этом, есть большая потребность проводить уроки дистанционно в малокомплектных школах, где отсутствуют учителя, например, по биологии, английскому языку. В итоге, к сожалению, наши ребята не получают в полном объеме тот уровень образования, который положен по образовательному стандарту.

Как нам пояснила директор департамента образования и науки Елена Григорьева, в Приморье было создано 24 центра дистанционного обучения, которые объединили с базовыми учреждениями образования 106 удалённых и малокомплектных школ края. Оборудование было закуплено в рамках программы модернизации образования в 2011–2012 годах, финансирование трафика и технического обслуживания в 2014 году также происходило за счет средств федерального бюджета. Но в ноябре прошлого года министерство образования РФ сообщило о прекращении финансирования данного направления. На текущий год для работы системы в крае необходимо более 40 млн рублей, но вопрос, кто и как будет ее финансировать, остается открытым.

В итоге депутаты нашего комитета рекомендовали администрации края предусмотреть в методике, по которой рассчитывается размер субвенций на образование для муниципальных образований, финансирование дистанционного обучения.

Комментариев - 0
Просмотров - 2014

Включена модерация

Добавление комментария:

 Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта

 Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей

Введите цифры с картинки:

antibot

Яндекс.Метрика       Top.Mail.Ru