18

апреля

2024 года

четверг

Информационно-аналитическая газета Ханкайского муниципального района "Приморские зори"

Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а

Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)

E-mail: primzori@mail.ru

20 последних отзывов

Строка поискового запроса
должна содержать
не менее 4 символов

Камень-Рыболов

ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ.




Актуальное интервью

Опубликовано в № 101 за 6 сентября 2014 года

О первоклашках и их родителях

Первые школьные деньки – серьезное испытание не только для первоклассников, но и их родителей. Как помочь ученику-новичку адаптироваться к школьному режиму дня? Надо ли заниматься с ребенком дополнительно? Стоит ли отдавать его в секцию или кружок? Об этом и многом другом – наша беседа с Натальей Викторовной КОСАР, учителем начальных классов Камень-Рыболовской школы №2.


Наталья Косар: Важно, чтобы ребёнок шёл в школу с радостью– Наталья Викторовна, в наше время многие родители предпочитают отправлять ребенка в школу с шести лет. А как определить, готов ли ребенок учиться?

– Ребенок должен быть готов к учебе и физически, и морально. Есть дети, которые уже в 6 лет созрели для ученической жизни – они чувствуют себя уверенно в большом и шумном коллективе, не боятся информационных нагрузок, испытывают непреодолимую тягу к знаниям. А есть дети, которые и в семь лет теряются от обилия информации, будучи заранее уверены в том, что у них не получится справиться с тем или иным заданием. Они замыкаются в себе, опасаются лишний раз покинуть пределы классной комнаты. Так что для каждого ребенка «степень зрелости» индивидуальна. Психологи рекомендуют отправлять детей в школу не ранее чем в 6 с половиной лет. Но, главное, он должен хотеть учиться, испытывать интерес к познанию нового.


– Многие родители считают, что главное условие для поступления ребенка в школу – это умение читать и писать. Так ли это?

– Определенно нет. Более того, родителям вовсе не нужно зубрить с детьми буквы или усаживать их за прописи – это обязанность учителя. Трудность работы с детьми, умеющими читать и писать, состоит в том, что учителю затем приходится их переучивать, объяснять, что буквы «мэ», «пэ», «лэ», на деле – «эм», «эн», «эл», ставить им правильно руку при работе с прописями. Ребенку сложно перестроиться на нужную волну, ведь родители уже заложили в них информацию в раннем возрасте, с трех до шести лет, когда детская память наиболее стойкая. Кстати, как показывает практика, эти дети к концу года по технике чтения прочитывают меньше слов в минуту, чем те, кто освоил это умение в школе.


– С какими трудностями Вы сталкивались, принимая под свое крыло первоклассников? Как Вы их преодолеваете?

– Придя первый раз в первый класс, дети теряются. Их вводят в ступор большое здание с множеством кабинетов, учителя, которые требуют соблюдения дисциплины, и даже одноклассники, у каждого из которых свой характер, свои привычки, свои интересы.

В нашей школе адаптироваться к учебному процессу первоклассникам помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь». В течение первых десяти дней дети в игровой форме изучают школьные правила, учатся правильно вести себя во время уроков. Им разрешается выбрать себе место, сидеть за партой по трое или даже стоять. Как показывает практика, это очень полезный опыт: в конце концов дети осознают, что сидеть за одной партой втроем неудобно и тесно, и рассаживаются. На десятый день мы проходим церемонию посвящения в первоклассники, получаем учебники, а затем начинается учебный процесс.

Активно включиться в учебу моим детям помогают мультяшные персонажи – смешарики. Как показала практика, ребятам интересно познавать окружающий мир вместе с Нюшей, Лосяшем, Крошем, Ежиком и другими героями популярного мультика. Забавные мультяшки помогают детям раскрепоститься, осознать свои способности и возможности.


– А если ребенок не хочет в школу?

– Это уже серьезная проблема. В таком случае родителям и учителю нужно бросить все силы, чтобы докопаться до первопричины нежелания учиться. Причины могут быть самыми разными – может, ребенка дразнят другие дети, или учитель громко говорит, или же школьные будни не оправдали радужных ожиданий первоклассника, он разочаровался и заскучал… А возможно, на ученика давят родители, требуя от него достижения высокой планки уже на начальном этапе обучения. Я бы посоветовала родителям быть помягче с первачками, не укорять их за ошибки и оплошности и в то же время поддерживать у них интерес к учению, рассказывать им о том времени, когда они сами, будучи учениками, сидели на школьной скамье, делиться с ними забавными и поучительными случаями из времен своего детства. А задача учителя – пробудить у ребенка интерес к учебе. Важно, чтобы первоклассник шел в школу с радостью, чтобы каждый день для него был насыщен полезными и интересными открытиями.


– Как в первом классе оцениваются знания ребят?

– Отметки в дневник в первом классе мы не ставим, используя другие методы. Мои ученики, правильно ответив на вопрос или решив задание, берут из «кормушки» жетон. В конце урока мы подсчитываем количество накопленных жетонов. Знаю, что другие учителя раздают ребятам бумажные домики, деревца, куда затем дети вклеивают кирпичики и листочки соответствующих цветов.


– Что бы Вы посоветовали родителям первоклассников? Как им помочь детям приспособиться к школьной жизни?

– Я бы порекомендовала родителям на личном примере показать ребенку, как нужно организовывать свой режим дня. Утром ни в коем случае не нужно подгонять ученика – уж лучше встать пораньше, чтобы успеть умыться, одеться, позавтракать. Портфель следует собирать с вечера, чтобы утром, в спешке, не забыть что-нибудь необходимое. Сэкономить время позволит и заранее приготовленная выглаженная одежда. Спать нужно ложиться часов в 9-10, чтобы хорошенько выспаться, и затем на уроках не «клевать носом». Для первоклассника важен и послеобеденный сон. А еще пусть после школы ребенок погуляет, подышит свежим воздухом.


– Важно ли приучать первоклассника к самостоятельности, или же он нуждается в родительской опеке?

– Родителям ни в коем случае нельзя ограничивать стремление ребенка к самостоятельности. Бывает, что первоклассникам задают на дом простенькие задания, чтобы «закрепить успех», но тут в учебный процесс активно включаются родители, которые активно и настоятельно «помогают» детям. Спрашивается – зачем мне нужна домашняя работа людей, которые уже отучились в школе и получили высшее образование? Мне нужно знать, что задание выполнил сам ученик, что это он, без посторонней помощи, сделал упражнение или решил задачу. Пусть ответ неверный, пусть буквы корявые или на чистовике кляксы и помарки, но это – самостоятельная работа ребенка.

Кстати, я бы не советовала родителям заставлять детей сначала исписывать черновик, а затем переписывать все в рабочую тетрадь. На родительском собрании мы делали эксперимент. Я диктовала родителям текст, а затем попросила их переписать черновой вариант набело. Никто из них не смог каллиграфически переписать заданный текст, потому что рука устала еще на этапе черновой работы.

Бывает, что первоклассники приходят в школу, не зная, что лежит у них в портфеле. А почему? Ответ очевиден – портфель собирали родители. Они же заполнили и дневник. Зачастую дети не могут самостоятельно одеться и обуться.


– Нужно ли родителям заниматься с детьми дополнительно, покупая в магазине различные проверочные задания, сборники упражнений?

– Дело в том, что учебная программа сейчас насыщена информацией, причем это касается не только первого класса. Ученики впитывают новые сведения на уроках, корпят над домашними заданиями, параллельно готовят презентации и сообщения. Для дополнительных занятий под руководством родителей еще нужно найти время. Гораздо полезнее читать с ребенком познавательные энциклопедии или художественную литературу – сказки и рассказы.


– А как привить ребенку любовь к чтению?

– Своим личным примером. Если ребенок видит, что родители с увлечением читают, он и сам, вслед за взрослыми, будет тянуться к книге. Конечно, сейчас у большинства детей совсем другие интересы: книгу вытеснили телевизор и компьютер. Дети предпочитают посмотреть мультфильм «Царевна-лягушка», чем прочитать одноименную сказку, но все же нужно ненавязчиво объяснять ребенку, что именно «книга – источник знаний».

К сожалению, современная программа по чтению не очень интересна для ребенка, поэтому и любовь к чтению ему привить очень сложно. Есть более удачные программы, например, учебник под редакцией Романовской, где стихи и рассказы распределены по сезонам. А сейчас ситуация весьма абсурдна – мы посреди зимы читаем рассказы про сенокос или изучаем стихотворение «Как мой садик свеж и зелен».


– В конце учебного года ребенку дается внушительный список литературы «на лето». Причем все произведения довольно внушительного объема. Может ли первоклассник самостоятельно одолеть сказку «Кот в сапогах» или «Спящая красавица»?

– Конечно, нет! Вообще летнее чтение детей – это вопрос, требующий отдельного внимания. Списки литературы следует задавать детям лишь при условии, что в новом учебном году вы с ними побеседуете о прочитанном. А иначе зачем читать? Я сама долгое время вклеивала детям в дневники эти списки, они читали, а затем подходили ко мне с вопросом: «А когда мы будем обсуждать книги?». А что я могла им ответить? Приходилось объяснять, что у нас нет на это времени, что у нас насыщенная программа. Дети недоумевали – зачем им в таком случае задавали списки? И вот я организовывала классные часы на пятом-шестом уроке, чтобы обсудить с ними каждое произведение. Постепенно я от этих списков отошла – летом дети должны отдыхать или читать то, что им нравится. К тому же практически невозможно за лето прочитать «Волшебника Изумрудного города», «Малыша и Карлсона», и «Незнайку в Солнечном городе», которые размещены в одном списке. Это объемные произведения!


– Стоит ли параллельно отдавать первоклассника на занятия в какую-нибудь секцию или кружок?

– Надо понимать, что вчерашним детсадовцам и без того сложно привыкнуть к школьному темпу жизни, а тут еще двойная нагрузка – посещение спортивной секции, кружка или занятия в школе искусств. Есть, конечно, дети, которые приучены к такой насыщенной жизни – они с младых ногтей ходят на танцы, лепят, занимаются английским языком. Но это не значит, что им все это легко дается. Думаю, что не нужно спешить отдавать начинающего школьника в кружок, лучше дать ему время оценить свои силы.

Беседовала Юлия КОХАНОВА

Комментариев - 0
Просмотров - 2331

Включена модерация

Добавление комментария:

 Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта

 Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей

Введите цифры с картинки:

antibot

Яндекс.Метрика       Top.Mail.Ru